Логотип Златоустовского городского краеведческого музея

Оставить людям красоту

29 ноября 2017 года исполнилось бы 90 лет со дня рождения Марии Никитичны Сапрыкиной – художника-декоратора театра, художника - живописца, члена Союза художников России (1968), работавшей в нашем городе. Созданные произведения Марии Сапрыкиной в разных жанрах показывают многогранность ее таланта.

Мария Сапрыкина  родилась в 1927 году на хуторе в 10 км. от села Черкассы. Два пруда, овраг с полевой клубникой, ромашковые поляны, в километре - лесок, по весне полный ландышей и незабудок, роща с огромными дубами, седая полынь на взгорках, запах травы. Отсюда трепетная любовь к неотразимым полям, к полевым и лесным цветам, к натюрмортам с букетами ромашек, ландышей, незабудок.

В 1944 году Мария Никитична окончила школу и поступила в орловское училище, которое в те годы находилось в Ельце, а в 1949 году поступила на театрально-декорационный факультет Харьковского художественного института. После института работала в Златоусте - в художественной мастерской и городском драматическом театре, затем города Каменск-Уральского. Участвовала в ряде выставок в Златоусте и Челябинске. Среди ее работ: "Танюшка" (1972), "Портрет дочери" (1974), "Портрет старейшего коммуниста города Ф. В. Коростелева" (холст, масло, находится в собрании городского краеведческого музея) и др. Работала в системе Художественного фонда в городах Златоусте и Липецке.

Мария Никитична Сапрыкина работала в театрах русской провинции. Создавала эскизы декораций и костюмов к спектаклям, без которых просто немыслим русский театр. В современном мире  в оформлении спектаклей задействовано много художников разных направлений. И работа художника-декоратора, художника по костюму в театре ХХ столетия становится профессиональной. В  работе театрального художника-декоратора слишком много мелочей, однако, именно из них складывается атмосфера всего спектакля. А Мария Никитична - это удивительно талантливый художник, совместивший эти два направления.

Особенно интересны её ранние работы, датированные 1953 и 1954 годами: эскизы декораций и костюмов к спектаклям по пьесам Александра Николаевича Островского «Гроза» и «Не было ни гроша, да вдруг алтын», по сказке «Василиса Прекрасная», к опере «Золотой петушок». Смотришь работы художницы, и в какой-то момент понимаешь, что смотришь вовсе не эскизы, а непосредственно сам спектакль, и все твое внимание приковано к меняющейся сцене. Драма, балет, опера... Жаль, что Мария Сапрыкина недолго работала в театре, потому что не только декорации, не только костюмы прорабатывались ею к образам, — сами образы рождались, вставали в полную мощьдаже в виде карандашного наброска.

Её мастерство, как мастерство настоящего художника-живописца состоялось на московской земле. В Протвино она проживала с 1997 года.  Художник много занималась пейзажной и портретной живописью. Великолепные пейзажи, уральские, волжские, зарубежные. На картинах художницы такие города, как Златоуст и Каменск Уральский, Плёс и Ярославль, Елец и Липецк. Есть и натюрморты с цветами.Реалистическая манера письма работ Марии Никитичныпронизана теплотой, неравнодушием. Восхитительны и графика, и живопись.И действительно, на картинах – повседневная жизнь. Мы ежедневно видим те же цветы, те же места, что на её пейзажах. Люди, изображённые на её портретах, жители городов. Именно эта способность увидеть красоту окружающего мира, передать её людям и восхищает в работах Марии Сапрыкиной. Её главными вдохновителями являлись семья, близкие люди.

Мария Никитична  постоянно принимала участие в выставках – в Протвино, Серпухове, Москве – как  персональных,  так и совместных - с дочерью,  и с внуками, тоже художниками.

В последние годы её выставки проходили не только в России, но и за рубежом: в 2012 году – во Дворце Наций в Женеве.

Ольга Вячеславовна Косинская
Научный сотрудник художественного отдела МБУК «Златоуствоский городской краеведческий музей» 

Оставить людям красоту