Коллекция Орловской Ларисы Борисовны
Коллекция Орловской Ларисы Борисовны (1917 г., г. Кривой Рог – 1991 г., г. Златоуст) – артистка Златоустовского драматического театра, Заслуженная артистка РСФСР (1962 г.), Почетный гражданин г. Златоуста (1979 г.)
Коллекция была собрана в два этапа: Акт ОХ от 28.10.1975 г. Орловской Л.Б. (КП 9417 – 9468) и Акт ОХ № 2 от 31.01.1985 г. Орловской Л.Б. (КП 20255/1 - 53). Материалы, переданные в МУК «Златоустовский городской краеведческий музей» Орловской Л.Б. , включают в себя личные вещи артистки, а также фотографии и документы, принадлежавшие ей и её родителям: артисту и режиссеру Орловскому Б.Д., и артистки Лариной К.П. Основную часть коллекции составляют фотографии с изображением сцен из спектаклей и программки спектаклей с поздравительными надписями от режиссеров, адресованные Орловской Л.Б.
В соей исследовательской работе я придерживалась предметной классификации (группировка предметов, родственных по значению или сюжету), внутри классификации хронологического признака (по времени создания предметов).
Все фотографии черно-белые, из них:
1 семейный фотопортрет, 1932 г. (Абхазия, г. Сухуми) (КП 20255/32)
2 фотопортрета Орловской Л.Б., 1962 г. и 1967 г. (г. Златоуст)
1 групповой фотопортрет актеров, сыгравших в спектакле К. Финна «Дневник женщины», 1963 г. (г. Златоуст) с памятной надписью на обороте, адресованной Орловской Л.Б.: "Милой, очаровательной Ларисе Борисовне Орловской на добрую память. Желаю счастья, удовлетворения в творчестве, успеха и счастья! М. Кузнецова. Примите и мои самые лучшие пожелания и в работе, и в жизни и от Порогова, и от Бориса Чиркова" (КП 9443)
1-а сюжетная фотография «Встреча Орловской Л.Б. в редакции газеты «Златоустовский рабочий» после спектакля «Два часа перед вечностью» 1970-е гг. (КП 9457)
1 фотография от 26.03.1949 г. из спектакля Островского «Светит да не греет» (г. Ленинград) (КП 9451)
8 фотографий 1960-х гг. из спектаклей на сцене Златоустовского драматического театра: М. Карима «В ночь лунного затмения»: 1 фотография от 04.12.1965 г. и 2-е фотографии 1966 г. (Орловская Л.Б. в роли Танкабике), И. Штока «Старая дева» от 25.12.1966 г. (Орловская Л.Б. в роли Прасковьи), Попова «Семья» от 26.04.1967 г. (Орловская Л.Б. в роли Марии Александровны), М. Горького «Егор Булычев» от 26.03.1968 г., «Раскинулось море широко» (Орловская Л.Б. в роли Марии Астафьевны) и «Завтра будет нашим» (Орловская Л.Б. в роли Фиеты).
На хранении в основном фонде имеются 52-е программки к спектаклям:
1930-х гг. – 12 экз. (с совместным участием Орловской Л.Б., Орловского Б.Д. и Лариной К.П. в Гостеатре Абхазии), 1 экз. ( с участием Орловского Б.Д.)
1941 – 1943 гг. – 5 экз. (с совместным участием Орловской Л.Б., Орловского Б.Д. и Лариной К.П. в Марийском драматическом театре)
1949 – 1950 гг. - 3 экз. (с участием Орловской Л.Б. на сцене Златоустовского драматического театра)
1950-х гг. – 1 экз. (с участием Лариной К.П.) и 18 экз. (с участием Орловской Л.Б. на сцене Златоустовского драматического театра)
1960-х гг. – 8 экз. (с участием Орловской Л.Б. на сцене Златоустовского драматического театра)
1970-х гг. – 4 экз. (с участием Орловской Л.Б. на сцене Златоустовского драматического театра)
Кроме программок, имеются афиши, которые также позволяют проследить театры, в которых служила Орловская Л.Б. со своими родителями:
Ленинградского областного драматического театра (сезон 1945 – 1946) (НВ 3542), Златоустовского драматического театра (сезон 1949 – 1950), Челябинского областного драматического театра им. X-летия Октября (филиал в г. Златоусте), 1966 г. и, Златоустовского драматического театра, 1979 г.
Остальные документы позволяют проследить профессиональный рост Орловской Л.Б.
Грамоты: 1960-х гг. – 3 экз. |
Благодарности: 1940-х гг. – 1 экз. |
Поздравительные письма: 1960-х гг. – 1 экз. |
Поздравительные адреса:
1960-х гг. – 2, из которых «Поздравительный адрес заслуженной артистке РСФСР Орловской Л.Б. в связи с 50-летием со дня рождения и 35-летием сценической деятельности от городского комитета КПСС и Исполкома городского Совета депутатов трудящихся», г. Златоуст, 07.05.1967 г. (КП 20255/7)
1980-х гг. – 2, из которых «Поздравительный адрес Орловской Л.Б., Заслуженную артистку РСФСР и Почетного гражданина г. Златоуста от четырёхугольника завода им. Ленина с 50-летием сценической деятельности и 34-летней службе на сцене драматического театра города Златоуста», 1983 г. (КП 20255/5)
Самые первые документы, по хронологии, принадлежат родителям Орловской Л.Б. – это билет Орловского Б.Д., кандидата в действительные члены русского театрального общества, 1916 г. (КП 20255/11) и групповой фотопортрет театральной труппы "Пекарда" им. Г.И. Ларского», 08.04.1926 г. (Абхазия, г. Сухуми) (КП 20255/48), в котором служили Орловский Б.Д. и Ларина К.П. Всего документов, связанных с родителями Л.Б. Орловской, немного: у К.П. Лариной – 6 (КП 9445 – 9449, 9570) и у Б.Д. Орловского – 7 (КП 9459 – 9462, 11743, 20255/11, 20255/20). Последний документ, по хронологии – Поздравительный адрес Орловской Л.Б. к 50-летию сценической деятельности от Златоустовского завода им. Ленина, 1983 г. (КП 20255/5)
Материалы, находящиеся в фондах МУК «Златоустовский городской краеведческий музей», музей Златоустовского драматического театра «Омнибус», статьи: Р. Романовского, Б. Самойлова, М. Уткина, позволили составить творческую биографию и личностный портрет Орловской Л.Б.
Родилась Орловская Лариса Борисовна в актерской семье в 1917 г в Украинской ССР г. Кривой Рог. Мать – артистка Ларина К.П., отец – артист Орловский Б.Д. В 4 года Лариса впервые увидела свет рампы, - в эпизоде ей поручили роль дочери одного из героев. Почти без слов. А потом, уже повзрослев, училась в Сухумской театральной студии, которую окончила в 1935 г. Играла на одной сцене с родителями в Гостеатре Абхазии до 1939 г. (см. КП 9425, 9427, 9429, 9430, 20255/21 – 25) , в этом театре Орловский Б.Д. поставил несколько спектаклей (см. КП 9423, 9426, 9428)
Незадолго до Великой Отечественной войны, в 1939 г., переехала с родителями в г. Ленинград. Служила в Ленинградском Государственном Областном Драматическом Театре, «…актерскому делу училась у больших мастеров. Фамилии моих преподавателей Петипа, Самарина, Курбатова знал весь предвоенный Ленинград! А учили они не только и не столько многотрудной нашей профессии, а умению быть человеком, быть личностью… Настоящий мастер всегда и настоящая личность» (из воспоминаний Орловской Л.Б. «Златоустовский рабочий» от 04.12.1982 г.)
Из окруженного гитлеровцами Ленинграда труппа театра была эвакуирована в г. Йошкар-Олу. Орловская Л.Б. работала на заводе, и возглавляла комсомольскую организацию. Вместе с другими девушками создавала фронтовые ударные бригады. Давала концерты в госпиталях вместе с родителями в составе Марийского драматического театр в 1941 – 1943 гг. (см. КП 9431, 20255/12 – 15)
В 1945 г. Орловская Л.Б. вернулась в г. Ленинград, где прослужила до 1949 г. в Ленинградском Областном Государственном Театре (см. НВ 3542)
В 1949 г. вместе с родителями приехала в г. Златоуст, где ее отец возглавил местный драмтеатр в 1949 – 1950 гг. (см. КП 20255/17 – 19). В Златоустовском драматическом театре Л.Б. Орловская прослужила большую часть своей творческой деятельности. « Тридцать с лишним лет связывают меня со Златоустом. С родным для меня городом, но я до сих пор не устаю удивляться красотой его природы, его людей» (из воспоминаний Орловской Л.Б. «Златоустовский рабочий» от 04.12.1982 г.).
К 1962 г. на творческом счету Орловской Л.Б. была уже более 200 ролей. Среди них такие, как Софья в «Зыковых» и Татьяна во «Врагах» Горького, Елена Андреевна в «Дяде Ване» и Раневская в «Вишневом саде» Чехова, Лидия в «Бешеных деньгах» и Кручинина в «Без вины виноватые» Островского, Эмилия в «Отелло» Шекспира, и Гертруда в «Мачехе» Бальзак. Яркий комедийный характер озорной Левонихи в одноименной пьесе и глубоко драматичный образ старой негритянки Беллы в спектакле «Суд Линча» потребовали от Л.Б. Орловской находить для каждой героини присущие только ей черты индивидуальности. Многие из созданных артисткой образов остались в памяти златоустовских зрителей.
Однако наибольшего успеха Л.Б. Орловская достигла в образах современниц, образах советских женщин. Мать в «Поисках радости» Розова, Ольга в «Свадьбе с приданым» Дьяконова, Лида в «Платоне Кречете» Корнейчука, Люба Подрезова в «Человеке в отставке» Сафронова – вот неполная галерея разнообразных, ярких образов, свидетельствующая о широкой творческой палитре артистки.
Звания:
1962 г. – Заслуженная артистка РСФСР
1981 г. – Почетный гражданин г. Златоуста
Л.Б. Орловская вспоминала: «Рассказывала я десятиклассникам о жизни, о театре, а в глазах девочек ловила благоговейный восторг: «Ах, как здорово бать актрисой!». Как всякий влюбленный в свою работу человек, скажу: да, здорово, дорогие мои девочки, и нет на земле более прекрасной профессии. Но приготовиться надо не только к свету прожекторов, скрещенных на тебе в притихшем от волнения зале, но и к труду непомерному. А как тяжело порой даются роли! Хорошо, если в характере будущего героя и своем удается найти, хоть одну, точку соприкосновения. А если их нет и быть не может, поскольку персонаж твой не только из другой эпохи, но и из другого мира – эгоистичного, алчного, бессовестного? Зритель должен верить тебе, каждой интонации. Каждому жесту. Но где их взять? Да повсюду! Наш рабочий день – это все двадцать четыре часа, и потому куда бы я ни шла, с кем бы ни встретилась – непременно что-то характерное стараюсь запомнить… Вот так, по крупицам собирала я героинь…» («Златоустовский рабочий», 04.12.1982 г.)
«На каждой из моих встреч со зрителями обязательно среди них найдется один, который задает вопрос: «Что вам больше всего запомнилось в жизни?» Надо отвечать, люди ждут, а я лихорадочно перебираю год за годом – что же больше всего врезалось в память. Первая роль? Первый успех? Пожалуй, нет. Запомнился 1962 год, когда мне было присвоено звание Заслуженной артистки РСФСР. Но я это считаю не только своим успехом. Нет и еще раз нет! Один актер без умных тонких партнеров, которые помогают вести роль, ничто. А что еще? А еще тот день, когда наш город праздновал свое 225-летие, и мне было присвоено высокое звание «Почетный гражданин города». Такое не забывается. («Златоустовский рабочий», 04.12.1982 г.)
С 1956 г. Л.Б. Орловская была руководителем партийной организации театра. С поразительным увлечением отдавала все свое личное время общественной работе: встречи со зрителями, лекции в университетах культуры и общежитиях молодых рабочих, активная помощь художественной самодеятельности, выступления по радио, выполнение обязанностей депутата городского Совета.
Однажды, когда зашел разговор у Ларисы Борисовны с корреспондентом Б. Самойловым о том, что нет-нет, да столкнешься с этой доморощенной философией, мол, все мы в жизни актеры. Вызывают, скажем, тебя к начальнику – играешь роль подчиненного, дома – роль мужа и отца семейства, с друзьями наденешь маску старого товарища. Попробуй, разгляди под этими масками мелкую душонку обывателя, она, подбирая убедительные слова, ответила: «Надо всегда и во всем быть человеком, тогда отпадет необходимость кого-то играть. Если добр, честен, умен – зачем тебе играть эти человеческие качества? И есть тут еще одно. Скажем, актер, который так и остался недалекого ума человеком, никогда по-настоящему не сыграет на сцене Сократа. Он будет играть мудрость изо всех сил, но обязательно сфальшивит. Обязательно! Ибо по натуре своей глуп. Чтобы сыграть убедительно, надо душу свою обнаружить. И если душонка у тебя маленькая и себялюбивая, то тут никакая система Станиславского не поможет прикрыть ее» (из последнего интервью с Л.Б. Орловской, записанного Б. Самойловым в 1982 г.).
Златоустовский драматический театр |
Слева направо: Л.Б. Орловская, Б.Д. Орловский, К.П. Ларина (Абхазия, г. Сухуми, 1932 г.) |
Л.Б. Орловская – Заслуженая артистка РСФСР, Почетный гражданин г. Златоуста (Челябинская обл., г. Златоуст, 1981 г.) |
Ю.А. Николаева,
ст. н. сотрудник отд. фондов Златоустовского краеведческого музея.