Возрождение бесценного шедевра
13.12.2023 22:19
|
ЗЛАТОУСТ
Где острокамень делит куст,
Где треухи парадят ели,
Где гор взнеслися капители,
Гнездится дымный Златоуст.
Пластами ржавые породы
Распались, ставши на ребро
И тучи хмурой – низки своды,
Напоминая «дом Торо».
Когда бы здесь – где злато гор
Прольется пролетар – Россию,
Моих прияли злато уст,
Контемпоренистый Мессия
Бурлюк – словесный Святогор,
Футуромоднит Златоуст.
Д. Д. Бурлюк, 1918.
В главной сокровищнице Златоуста – краеведческом музее – хранится немало
великолепных произведений русских художников, известных не только в России, но и
далеко за ее пределами. Во второй половине 20-х гг. прошлого столетия в музей
поступили произведения искусства из Государственного музейного фонда,
центральных музеев и губернского музея г. Уфы. В собрание вошли работы Юлия
Блюменталя, Юрия Репина, Исаака Левитана и других, не менее известных
художников XIX и начала XX столетий. В число бесценных произведений, вошли
живописные полотна русского художника Давида Давидовича Бурлюка – «Натюрморт
с букетом», «Зима» и «Осень».
Давид Давидович Бурлюк – легендарная фигура в истории авангарда, «отец
русского футуризма», эпатажный поэт, страстный и переменчивый. Родился в 1882 г.
на небольшом хуторе Харьковской губернии в семье агронома. Получил образование в
Казанском и Одесском художественных училищах, изучал живопись в Германии и во
Франции. После обучения, вернувшись в Россию, возглавил группу художников и
поэтов, искавших новые пути развития искусства, и давших себе название –
футуристы.
В неспокойное предреволюционное время, начиная с 1915 г. и вплоть до
эмиграции, Бурлюк вместе с семьей обосновался на Урале, периодически переезжая с
места на место. Два года провел в Уфимской губернии на станции Иглино Самаро-
Златоустовской железной дороги, где находилось поместье его жены. В период с
октября 1918 по июнь 1919 года именно Златоуст стал временным тихим пристанищем
для художника и его семьи. В нашем городе он провел свою первую платную лекцию
о современной поэзии, что позволило ему здесь же выпустить свой первый
поэтический сборник «Лысеющий хвост».
В 1918 г. Давид Бурлюк отправился в прощальное гастрольное турне по Уралу,
Сибири, Дальнему Востоку, где выступал с лекциями о футуризме и устраивал
выставки. В Златоусте выставка состоялась в ноябре 1918 г.
Эмигрировав из России в 1920 г. художник на два года задержался в Японии, где
изучал культуру Востока и много занимался живописью. Благодаря упорному труду,
он получил финансовую возможность переехать в Америку, и с 1922 года он стал
жителем США, поселившись с семьёй в Нью-Йорке, где и прожил остаток своей
жизни.
«Отец русского футуризма» оставил довольно обширное наследие – несколько
тысяч картин и этюдов, множество стихотворений, сотни образцов художественной
критики. Только за время пребывания в родовом поместье супруги в Иглино, им было
создано около 200 картин. Часть из них вошла в коллекцию Башкирского
художественного музея. Впоследствии именно из его фондов бесценные полотна
художника были переданы в сокровищницу Златоустовского музея.
Яркий темперамент и жизнелюбие художника не позволяли ему держаться в
единых рамках излишней схематичности футуризма и кубизма. Бурлюк, как и его
соратники, работал в манере, которую сам же именовал как нео-импрессионизм.
«Раньше живопись лишь видела, теперь она осязает» – этот постулат нового
искусства тоже придумал Давид Бурлюк.
Наглядным примером фактурной нео-импрессионистической живописи являются
произведения художника, вошедшие в собрание нашего музея. Холст картины «Зима»
покрывает характерная для творчества Давида Бурлюка пластичная, почти
скульптурная фактура, выходящая в трехмерное пространство. На полотне изображен
тихий деревенский пейзаж. Под снежно-белым небом раскинулись приземистые
домишки в два ряда, отбрасывающие глубокие синие тени. Все наполнено покоем и
безмятежностью деревенской жизни.
Картина создана в 1917 году, в то время, когда художник с семьей проживал уже
на Южном Урале. Поэтому работа художника представляет для нас особый интерес,
большую историческую и художественную ценность, как произведение, связывающее
великого художника с уральской землей.
Особо важным для нас является вопрос сохранности бесценного произведения,
которому уже более ста лет. Под воздействием времени в сохранности живописных
полотен происходят естественные изменения, которые необходимо контролировать,
чтобы не потерять ценное произведение. По ряду определенных причин, требуемая
реставрация картины длительное время не проводилась. Только в этом году стала
возможной передача картины «Зима» в Челябинскую реставрационную мастерскую,
где заботливые руки грамотного специалиста восстановят шедевр.
Реставратору предстоит большая работа, которая займет около полугода. В 2024
году по случаю возвращения картины в стены музея будет организована выставка
одного экспоната «Возрожденный шедевр – картина «Зима» Давида Бурлюка». Это
событие будет отмечено большим мероприятием, которое соберет ценителей
творчества художника, искусствоведов и творческих людей.