Кабинетная скульптура «Упавший всадник» Клодта Петра Карловича
11.03.2021 14:17
|
Выставка: "Рыжие, гнедые, серые, вороные. Образ лошади в искусстве" с 04.03.21 по 04.04.21
Кабинетная скульптура «Упавший всадник» отлита на Кусинском чугунолитейном заводе в 1930-е гг. по модели крупнейшего мастера анималистической скульптуры в России первой половины XIX в. барона Клодта Петра Карловича. Скульптура поступила в фонды музея в первой половине XX века при формировании коллекции "Чугунного художественного литья". Отливка выполнена по образцу в бронзе с авторской модели 1846-1850 гг.
Скульптурная композиция стала отражением сюжета противоборства человека с диким и необузданным конем. В результате - возничий повержен на землю, но все-же удерживает одной рукой поводья, отказываясь сдаться.
Модель, ставшая основой для создания скульптуры, является этюдом к третьей группе монументального ансамбля «Укрощение коня человеком» для Аничкова моста в Санкт-Петербурге.
Скульптурные группы, установленные на береговых устоях Аничкова моста, объединены одной сюжетной линией, представляющей собой четыре стадии укрощения необъезженного коня: от неясного исхода единоборства до полного подчинения коня человеку. В основе замысла мастера лежала тема победы человека над стихийным могуществом природы, образ мятежной силы, укрощаемой разумом.
Доподлинно известно, что Петр Клодт всегда работал только с натуры. И прототипом конных скульптур для Аничкова моста стали два чистокровных арабских жеребца из конюшни Николая I, кличка одного из которых была Амалатбек. В работе с ними Клодту помогала его дочь. Она садилась на коня, поднимала его на дыбы, что и зарисовывал скульптор.
Благодаря установленным в 1851 году четырем бронзовым конным группам Петра Клодта мост через реку Фонтанку, получивший имя по фамилии его первостроителя инженера-полковника Михаила Аничкова, стал одним из известнейших в России мостов «северной столицы». Талант Петра Клодта был по достоинству оценен современниками, его кони принесли ему мировое признание и известность. Миниатюрные копии скульптурных конных композиций не единожды тиражировались российскими чугунолитейными заводами в кон. XIX в. и на протяжении всего XX в. Они были невероятно популярны у всех слоев общества.
Материал подготовлен заведующей художественным отделом
Костюшевой Анастасией Александровной