Логотип Златоустовского городского краеведческого музея

Экология водных ресурсов Златоустовского Урала. Городской пруд

Вода. Для современного человека это нечто обыденное и необходимое с первых дней жизни. Человечество всегда сознавало исключительность воды, в христианстве вода – Благодать Божья. Вода – самый ценный из всех наших ресурсов. Вода – первоисточник всего существующего, это один из основных элементов природы, без которых невозможно развитие органического мира – растений, животных, человека. «Где вода – там и жизнь» - гласит народная мудрость. Запасы воды огромны, но не беспредельны. Уже сейчас ученые говорят о водном голоде, который ожидает человечество со временем.

Челябинская область – одна из самых неблагополучных среди регионов РФ по уровню нагрузки на водную среду. Для нее характерно: высокая концентрация производства на небольшой площади, преобладание в экономике «грязных» производств металлов, создание ВПК, устаревшее оборудование, транспортное загрязнение. Хотя за последние годы уменьшился объем производства, уровень загрязнения не уменьшился. По объему сброса загрязняющих сточных вод в реки и озера область занимает 8 место в стране. Загрязненная вода не только сама становится не пригодной, но наносит непоправимый ущерб природной среде, с которой она соприкасается. (1)

Сохранилось мало достоверных сведений о состоянии наших рек, озер, прудов в 18 – 19 веках. Записки отдельных краеведов, путешественников дают представление о том, что представляют собой поверхностные воды Златоустовского Урала в прошлом. Реки были гораздо многоводнее. Промышленное использование рек началось в 18 веке в связи с развитием здесь металлургии. Характерная примета большинства старинных уральских городов - заводской пруд. Именно с плотины пруда и начиналось строительство заводов, т. к. основным источником энергии в те времена служила энергия падающей воды. Наше рукотворное озеро – Златоустовский пруд – тоже появилось при основании железоделательного завода в 1754 году, это искусственный водоём на реке Ай, расположенный в центре города. Теперь немного истории.

В Статистическом обзоре Златоустовского уезда Уфимской губернии содержатся такие сведения о реке Ай в 1898 году:

«Река Ай берёт начало между северным отрогом Аваляка и Уралом, на абсолютной высоте – 762 метра, в 5 верстах севернее верховьев Белой, и своими истоками почти сходится с вершиной Бирси (правого притока р. Урала). Длина Ая от истоков до устья равна 484 верстам. От истоков до г. Златоуста Ай протекает по продольной долине между Уреньгой и Урал – Тау, а подле упомянутого города круто поворачивает на запад, входя в ущелье, отделяющее Уреньгу от Косотура.»(2)

А вот как описывает реку Ай и пруд лесничий Златоустовской горнозаводской дачи в своём рапорте Горному начальнику в 1904 г.:

«Глубина Ая - средняя: ¾ аршина, наибольшая: 3 аршина.

Пространство – 70 десятин. На дне есть ключи.

Речная рыба: щука, окунь, чебак, налим.

Пруд образован плотиною на реке Ай, недалеко от впадения в него реки Большая Тесьма. Средняя глубина пруда – 6 аршин, а наибольшая достигается – 15 аршин. Родников на дне нет. Из рыбы в пруде водятся: щука, окунь, налим, чебак. Рыболовной промышленности в городе не имеется. Рыбной ловлею занимаются любители, местные обыватели. Ловля производится удочками, жерлицами, мордами. Пойманная рыба употребляется исключительно для своей потребности, только в редких случаях – на продажу. Площадь пруда – до 375 десятин.

Незамерзающих мест нет. Толщина ледяного покрова достигает 4 – 6 четвертей». (3)

В своём очерке «Русская Швейцария» в 1892 г. П.П. Падучев пишет:

«Златоустовские пруды делятся на верхний и нижний. Верхний длиною более семи и шириною четырех верст, представляет форму треугольника, ограниченного с востока подошвою главного Уральского хребта, с юга – отрогами Уреньгинской цепи гор и с северо - запада горою Косотур, изогнутой двойным коленом. Этот пруд, окаймленный величественными горами, покрытыми вековыми соснами и лиственницами, удивительно красив, имея вид скорее громадного природного водоема, чем искусственно запруженного водного пространства. Один немецкий путешественник 40 - х годов, описывая красоту Златоустовского горного узла, выразился о горном пруде так: «В середине Уральских гор лежит прекрасное горное озеро».

Нижний пруд, наполняемый лишнею или отработанною водою первого, далеко не так велик и красив. Длиною около двух верст и в самом широком месте около полверсты, он одним берегом упирается в подошву крутой и каменистой горы Косотур, а другим омывает низменную часть города, носящую название «нижнего завода». Для того, чтобы удержать в повиновении страшное количество верхнего пруда, с запада у него насыпана земляная дамба, прослоенная рядами хвороста и камней. Если шлюзы подняты, то под ногами у себя вы увидите пенящийся водопад, с шумом и громом, эхо которого раздаётся в соседних горах, летящий с высоты 5 – 6 сажень на спуск, где прудовые воды мчатся с бешеною быстротою на протяжении полверсты и затем вливаются в берега нижнего пруда.

Плотины обоих прудов и все деревянные части заводских построек сделаны из лиственницы, с которой по прочности и устойчивости влиянию воздуха и воды не может сравниться ни одно северное дерево.»(4)

Нижний пруд существовал с 1770 годов и на протяжении всего 19 века, нижнезаводская плотина была разобрана и пруд спущен в 1920 –х годах. (5)

 За своё существование верхнезаводская плотина неоднократно ремонтировалась и перестраивалась.

 В документах Златоустовского городского архива содержатся сведения о проводимых ремонтных работах:

«По исправлению ряжа по набережной пруда (между заводской плотиной и Ветлужской частью Златоуста) – за счет губернского земства.» ( 6 )

«На исправление набережной заводского пруда 30 июня 1878 года выдано обывателям Ефимову и Бутанову 60 руб., а за исправление Тесьминского моста Можаеву – 7 руб. Уездная Земская Управа произвела эти исправления за свой счет, не ожидая распоряжения со стороны Уфимской Губернской Земской Управы». ( 7 )

На средства губернского сбора построили каменную подпорную стенку по набережной верхнезаводского пруда от плотины до Ветлуги. ( 8 )

Во многих местах деревянные ряжи по берегу пруда разрушились. Постепенно перешли от деревянного крепления берегов пруда и от деревянных плотин каменными сооружениями, более долговечными:

«Ряж по берегу пруда вследствие долговременного существования совершенно разрушился. Берега постепенно отмываются водой и отваливаются, почему езда по прилегающей к пруду улице становится невозможной, а потому заводоуправлением предположено сделать новый каменный ряж, основанный на сваях. На работу было исчислено 4932 р.92к.» ( 9 )

В Пояснительной записке Горного начальника в 1904 г. говорится:

«Сваи ряжа по левому берегу реки Ай совершенно сгнили, а обшивка местами вывалилась. Железнодорожная заводская ветка проходит вдоль ряжа. По линии иногда проходят поезда с очень большим грузом, дальнейшее существование ряжа в таком виде опасно, необходимо скорее перестроить его». ( 10 )

Весной, при таянии снега, выпавшего зимой в больших количествах, могла последовать быстрая прибыль воды в пруду.

Принимались меры по предупреждению разрушения плотин:

«Его превосходительство Горный начальник предложил просить Управителей заводов обратить серьёзное внимание на прибыль воды и своевременный выпуск её, усилить караулы на плотинах, принять надлежащие меры к предупреждению разрушения плотин, сливных мостов и запаней сильным напором весенней воды». (11)

Осенью 1901 года Златоустовское Уездное Земское собрание рассматривало вопрос о причинах большого распространения эпидемических болезней в заводских селениях, источником таких болезней служила питьевая вода из прудов, загрязнённая свалкой на пруд нечистот. Собрание приняло обязательные Санитарные Постановления для уездного населения Уфимской губернии всех сословий. Приведу некоторые положения,

«извлечения из узаконений, относящихся до охранения народного здравия:

1.Воспрещается портить воду в реках и других источниках:

а) выливанием нечистот или спуском нечистот с завода прямо в источник без фильтрования (Улож. о наказаниях, ст. 863 )

б) проведением подземных труб от помойных ям, отхожих мест и от заводов в реки и каналы (денежное взыскание – 200р., ст.51).

в) бросанием в источник вредных веществ – ( под угрозой ареста до 7 дней или денежное взыскание до 25 р., ст. 3). 2.Воспрещается свозить мусор не в назначенное для него место (до 3р. с каждого воза. Для свалки хозяйственных отбросов должно быть отведено особое место, отстоящее не ближе 200 саженей от источников водоснабжения.

3.Реки, родники, пруды, из которых берётся вода для питья и купаний, должны быть тщательно охраняемы от засорений.

4.Недозваливается сваливать навоз, сор, палых животных не только в водоёмы и на их берега, а также на покрывающий их зимний лёд. Берега должны быть ограждаемы от свободного доступа для скота.

Трупы животных должны быть вывезены из селения, места для их зарывания следует выбирать ниже селения по течению реки.

5.Всякие нечистоты, вывезенные на отведенные места, каждую весну должны быть сжигаемы до почвы». ( 12 )

«Горнозаводское население вкладывает свой труд на процветание казенных заводов, кроме узких усадебных мест не имеют надельных земель, следовательно, не занимаются сельхозработами. А скотоводство довольно большое, лошадей держат для перевозки руды, угля. Навоз не только пропадает даром, но и загрязняет водоёмы». (13)

Отношение Уральского Горного правления Горному начальнику устанавливало штрафы за загрязнение пруда – 1846 год:

«Разрешить Златоустовской конторе на определение второго сторожа для наблюдений за свалкой жителями назьма на берегу заводского пруда, т.к. один сторож не может усматривать всего пруда. Златоустовской Управе Благочиния предписать, чтобы она свалку назьма по берегу пруда через публику строго воспретила. А если кто будет пойман в свалке назьма, то будет подвергнут штрафу в пользу расходов, происходящих по караулу берегов, в 1 раз: по 1 рублю серебром, 2 и 3 раз – вдвое, а за 4 раз – полицейскому исправлению». ( 14 )

Ближайший надзор за соблюдением настоящих Постановлений, кроме полиции и сельских врачей, вверяется уездной управой земским врачам и особым местным санитарным попечителям.» ( 11 )

Река Ай с давних пор использовалась для выработки энергии, водоснабжения и лесосплава. По реке ходили барки, были такие улицы: 

Барочная, Пристанская, ныне на месте этих улиц корпуса ПО «Булат». С основания Златоустовского завода и до пуска Самаро – Златоустовской железной дороги на протяжении более века почти вся продукция отправлялась в центр России на барках, которые ежегодно строились в Златоусте. ( 15 )

«В весеннее половодье речка делается судоходной, так что все тяжести заводов сплавляются на барках в реку Уфу, из оной – в Белую, в Каму, в Волгу.» ( 16 )

«В виду долгой эксплуатации лесов по берегам р. Ай река сильно обмелела, леса на вырубаемых площадях не восстанавливаются, т.к. вытаптываются конскими табунами. А обмеление реки вредно отзывается на действии завода в зкономическом отношении.»(17)

Лесничие в дачах Златоустовского округа принимали меры к уменьшению самовольных порубок, объездчиков леса наказывали за понижение бдительности в охране вверенного им казённого участка:

«За несвоевременное обнаружение самовольной порубки участковый объездчик В. Ренёв переведён на низший оклад содержания.

За слабость надзора объездчика Елизарьева уволить со службы (похищено 229 брёвен, 0,70 куб. саж. дров.)» ( 18 )

Большое внимание уделяли вопросам ловли рыбы.

Своим предписанием Главная контора запрещала всем служащим, мастеровым Оружейной фабрики устраивать в реках, прудах, находящихся в заводском округе, заковов и других запрещённых снастей, которые препятствуют свободному ходу рыбы – свод законов 1854г. Виновные подвергались денежному взысканию. ( 19 )

Но к концу 19 века, с приходом эпохи электричества, функция пруда, как источника энергии, потеряла значение. С того времени водоём стал использоваться как место отдыха горожан. В зимнее время его площадь была ареной спортивных соревнований, летом по нему курсировал речной трамвай, прогулочный катер. Вода в пруду была чистая. В расцвете была рыбалка и пляжи. В 1915 году было начато сооружение новой железобетонной плотины. В1927 году на пруду был впервые сооружен городской каток, в 1934 г. проходило 1 занятие планеристов, в 1936 году была проложена трамвайная линия, соединяющая центр с вокзалом.

В послевоенные годы была построена водная станция, от которой катера курсировали на противоположный берег в район Фриденталя. В апреле 1964 года над прудом совершил свой первый полёт «Малыш» - легчайший самолёт мира (100 кг веса) конструкции Л.А. Комарова, построенный членами авиакружка Златоустовского Дома пионеров.

 В годы ВОВ в Златоуст было эвакуировано много предприятий, началось интенсивное загрязнение пруда. Значение пруда как места отдыха стало снижаться. Основные загрязняющие предприятия : металлургический завод, завод «Булат», коммунальные сети. При строительстве пр. Гагарина основным источником загрязнения стали канализационные стоки. Сейчас всё очень изменилось, пруд стал обузой для городского бюджета.

На пруду часто можно наблюдать картину медленнотекущих зловонных ручейков непонятного цвета. Все ближе подбираются к берегу городские постройки и гаражные кооперативы, например, кооператив «Урал -6» - от гаражей до берега меньше 20 метров. Часто можно увидеть разноцветные масляные пятна на поверхности пруда. Жители города вносят свой вклад в загрязнение. В последнее время на берегу всё чаще видится картина разбросанных пластиковых бутылок, кучи разбитого стекла, стаканчики, костровища и горы другого мусора. Часто можно увидеть машину, которую усердно моет хозяин в пруду. В городе есть такие смельчаки, которые купаются в грязном водоёме.

При постоянной эксплуатации пруда более 200 лет в нем накопилось большое количество иловых наносов. Горные реки несут вместе с водой песок и ил. При создании водохранилищ река становится много шире, скорость течения падает, в результате ил и песок оседают, образуя наносные острова. Городской пруд, будучи водохранилищем, используемым для промышленного водоснабжения некоторых предприятий, ежегодно в маловодные месяцы сбрасывается на 1,5 – 2,0 м, в результате создаются мелководья в центральной его части. Эти мелководья зарастают водолюбивой и болотной растительностью и становятся благоприятными для развития и размножения болезнетворных бактерий, кровососущих насекомых, в том числе малярийного комара.

В центральной части распространен серый ил, его мощность – от 0,5 м у правого берега до 2,9 м – у левого. Ближе к правому берегу под водой торф. Под илом и торфом – гравийно – галечниковые отложения, с заполнителем из глинистого песка, мощностью до 2,8 м. Правобережный участок пруда обмелел и соединился с правым берегом, образовав полуостров, заросший болотной растительностью. Возрастает интенсивность цветения водорослей в результате поступления больших объёмов нитратов, фосфатов в пруд. Беспокойство вызывает также накопление загрязняющих веществ в донных отложениях, при отмирании высшая водная растительность оседает на дне, являясь источником вторичного загрязнения. Загрязнители могут охватывать и прибрежные районы, что представляет эпидемиологическую и санитарно – гигиеническую опасность для населения. Проведенная расчистка дна пруда снизит степень его биологического загрязнения, улучшит качество воды, создаст условия для восстановления рыбных запасов.

Очистка пруда ведется с 1965 года. За период с 1965 по 2002 год произведена очистка верховья пруда в месте впадения реки Ай и правобережной низовой части, примыкающей к устью реки Б. Тесьма.

В марте 2001 г. была начата реконструкция плотины пруда и строительство нового моста через пруд. Весной 2003 г. пруд был почти полностью спущен, перед глазами горожан предстало русло Ая в той траектории, какой она была 2,5 века назад. 26 ноября 2003 г. новый мост был принят в эксплуатацию. А на старой плотине проведена реконструкция с заменой створов на новые.

 В настоящее время необходимо выполнить дноуглубление средней части городского пруда. Проведенная расчистка дна пруда снизит степень его биологического загрязнения, улучшит качество воды, создаст условия для восстановления рыбных запасов, появятся дополнительные территории для развития водно – спортивных видов спорта, позволит получить строительные материалы: песок, гравий.

В Федеральном агенстве водных ресурсов утверждён проект очистки городского пруда и открыто финансирование из федерального бюджета. Очистка выполняется гидромеханизированным способом с использованием электрического земснаряда, оборудованного грунтовым насосом. Этот способ не нарушает экологический баланс флоры и фауны, не загрязняет воды горюче – смазочными материалами, а воздух – вредными выбросами, т.к. используется энергия движущейся воды. 

Площадь очистки пруда -- 85,70 га

Объём очистки пруда -- 1545,00 тыс. куб. м

Средняя глубина очистки -- 1,8 м

Годовой объём очистки -- 260,00 тыс. куб. м

 Годовая производительность земснаряда по грунту – 260 тыс. куб. м за год. Протяженность участка очистки – 1450 м, макс. ширина зоны – 710 м,

мин. – 210м, проводят очистку снизу вверх по течению.

На средства, выделенные из федерального бюджета, в 2011 г. проведены работы по монтажу земснаряда, водной части пульпопровода и линии электропередач. С 9 июля – момента запуска земснаряда – по сентябрь вынуто со дна пруда и размещено в илоотстойнике 77 тыс. куб. м иловых отложений.

В текущем году согласно проекту объём вынутых илов составит 112 тыс. куб. м. Продолжительность очистки ложа пруда – 7 лет.

Работы по очистке пруда идут в соответствии с проектом и графиком. ( 20 )

Работа очень дорогостоящая и на очистку самой заиленной части пруда – срединной – потребуется порядка 300 млн. руб.

В соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» бюджету Чел. области предусмотрено выделение субвенций на осуществление отдельных полномочий РФ в области водных отношений в сумме 24749,3 тыс. руб. ( 21 )

Горожане надеются, что очистка пруда позволит не только повысить качество воды, но и вернет водоёму статус излюбленного места отдыха златоустовцев, придаст городу живописный и привлекательный вид.

Давайте помечтаем. Может, и правда, снова откроется водная станция, вырастет новая вышка для прыжков в воду, (останки прежней напоминают о былых возможностях городского пруда), будут курсировать прогулочные катера, лодки.

Примечания:

1.А.И.Левит «Южный Урал»

2. Статистический обзор Златоустовского уезда Уфимской губернии за 1898 г., с.15

3.Ф.20, оп.1, д.1249,с.72

4. «Исторический вестник», 1892, с.458

5. «Златоустовская энциклопедия», т.1,с.61

6.Сборник постановлений ХХ Очередного Златоустовского уездного земского собрания, 1894г.

7.Сборник Златоустовского Уездного Земства, 1880г.

8.Сборник постановлений Златоустовского уездного Земского собрания, 1896г.

9.Сборник постановлений Златоустовского уездного Земского собрания, 1891г., с.274

10.Ф.И. – 20,оп. 1, д.1111,с.22.

11.Ф.И – 19,оп.1,д.1209, 1850г.

12.Сборник постановлений Златоустовского уездного земства,1891г., с.276

13.Сборник постановлений Златоустовского уездного земства, 1907,с.438

14. Ф.И -19, оп.1, д.1306, л.10, 1845г.

15. «Златоустовская энциклопедия», т.1,с.25

16.Ф.И – 19, оп.1, д.601, 1833г.

17.Ф.И – 18,оп.1, д.236, л.164, 1890г.

18.Ф.И – 19,оп.1, д.3569, 1894г.

19.Ф.И – 24, оп.1, д.1795,л.117, 1859г.

20. «Очистка ложа городского пруда на реке Ай в Златоустовском горном округе». Проектные решения. 2010г.

21. «Златоустовский рабочий», 7 октября 2011г.