Первые шаги к творчеству
|
Ребенок, испытавший радость творчества даже
в самой минимальной степени,
становится другим……
Б.В. Асафьев
Златоуст - это город славных традиций, его заветные места позволяют помнить историю прошлого и хранить её для будущего. А будущее, как известно, зависит от наших детей, которые впитывают в себя большой поток информации. И в наших силах сделать так, чтобы наше молодое поколение было всесторонне развито, чтобы знало свои корни и истоки, чтобы дети имели представление о культуре нашего родного города, чтобы смогли продолжать славный путь мастеров Златоуста.
Мир меняется. Между тем, вся система образования явно не успевает за переменами. По-прежнему, как и много лет назад, детей учат больше запоминать, чем мыслить. Больше усваивать готовые выводы, чем пытаться придти к ним самостоятельно. Отсюда и главная задача дошкольного и семейного воспитания - готовить не столько исполнителей, сколько творцов.
Решению этой глобальной задачи может помочь воспитание средствами искусства, где творчество является основной составляющей.
А как же рассказать детям о, казалось бы, таких «взрослых» вопросах как краеведение, искусство, творчество? Этим ответственным делом попытался, и занимается до сих пор, художественный отдел Златоустовского городского краеведческого музея. Им было предложено проведение занятий в занимательной, игровой, лекционной, экскурсионной формах с элементами театрализации и творческим подходом к каждой теме.
«Жили - были дед да баба». Это не простое музейное мероприятие о быте и русской избе, в нём таится вся история русской избы, принятых обычаях, поверьях русских крестьян, об утвари тех времен. Это увлекательная игра, с пословицами и загадками. Она притягивает людей самобытностью, обращением к своим истокам, к деревянному зодчеству, прочь из каменных и душных городов за город, поближе к природе, к лесу и речке…
А «Страницы истории города в творчестве В. П. Жарикова» - это не просто лекция. Это целая страница истории и культурного наследия нашего города. Познавая мир, взаимодействуя с внешним миром, дети видят вокруг себя эту историю, они являются её непосредственными участниками. Они не только слышат о выдающемся скульпторе, а день за днём сталкиваются с его произведениями искусства, памятниками, установленными по проекту Владимира Жарикова.
Изображения сказочных героев и сцен из известных сказок представляются в гравюре, показывая творчество местных художников-граверов. Это всё – «Сказка на металле», путь Златоустовской гравюры на стали, на доступном языке для каждого ребенка.
Уделяется время и развитию творческих способностей. Что может быть увлекательнее – почувствовать себя в роли гончара, ощутить в руках тепло глины и сотворить настоящий шедевр своими руками?! А потом преподнести своё творение из детского сада маме и папе. Вовлечь ребенка в процесс создания фигурок позволяет интерактивное занятие «Глиняных дел мастера».
Каждый рассказ, каждое мероприятие позволяет делать учебный процесс для ребенка увлекательным, а материал - запоминающимся.
Таким образом, казалось бы, сложно выполнимая задача культурного воспитания ребенка с ранних лет, с легкостью превращается в реальность. Ребенок приобщается к богатейшему опыту человечества, накопленному и изученному в искусстве. И растет грамотный, разносторонне развитый современный человек – творец будущего нашего Златоуста.
Закирова Т.В.
научный сотрудник художественного отдела