Логотип Златоустовского городского краеведческого музея

Гордость города и музея

Коллекция украшенного оружия и златоустовской гравюры, хранящаяся и экспонируемая в городском краеведческом музее, безусловно, является гордостью города.

Любовь Лаженцева, научный сотрудник

Холодное украшенное оружие, бытовые предметы, пластины настольные и настенные, сувениры и различные призы — вот далеко не полный перечень хранящихся изделий. Музей не только хранит наиболее значительные работы всех ведущих художников-граверов, но и тщательно изучает биографии мастеров. Златоустовская школа авторского украшенного оружия сложилась почти 200 лет назад и работы её основоположников занимают самое почетное место в экспозиции музея.

Творчество Ивана Бушуева и Ивана Бояршинова, стоявших у истоков украшения оружия в Златоусте, представлено самыми ранними работами из коллекции. Это оружие, украшенное к десятилетию Отечественной войны 1812-1814 годов, клинки с изображениями античных воинов и сюжетов, шпаги и сабли. Особую ценность имеет клинок, который украшает, теперь всем известный, крылатый конь на фоне, разделанном под ящур.

Поражает красотой и созданное для цесаревича Александра Николаевича «Древнее вооружение», не имеющее аналога в мире. Трудился над изготовлением доспехов огромный коллектив мастеров разных специальностей. Тридцать два мастера создавали это уникальное произведение декоративно-прикладного искусства.

Уникальна и гравированная пластина, украсившая собой датированный 1895 годом «Альбом Иванова». Памятный фотоальбом начальнику Горного округа Иванову готовили тщательно: ажурные накладки и пластина с видом на Александровскую сопку.

Немало и чуть менее известных, но не менее поразительных работ в копилке краеведческого музея: столовые приборы, вешалки и рамки для фото, созданные в разное время, свидетели истории страны, города и мастерства златоустовцев. Художники-граверы разрабатывали эскизы и воплощали свои идеи в сувенирной продукции, приуроченной к знаменательным датам. Оригинальные сувениры-миниатюры «Урал-богатырь», «Хозяйка Медной горы» Леонида Валиева стали символом Урала. Великой Отечественной войне были посвящены созданные в разное время работы участника войны Геннадия Берсенёва: сувениры «Даёшь Берлин», «Воин-освободитель» и памятные призы, к которых нашла отражение темы городов-героев, Вечного огня у Кремлевской стены.

Особое место в коллекции музея занимают картины на металле – работы Александра Боронникова «Выступление Всероссийского старосты М.И. Калинина на заводе» и «Ленин на трибуне» (авторская версия живописной картины Герасимова). Переходящие призы в честь социалистического соревнования заводских цехов и отделов работы Владимира. Тарынина? привлекают внимание композицией. Таких призов несколько десятков. Работы, созданные по эскизам художников-граверов, выпускались большим тиражом и продолжают выпускаться до сих пор. Именно их можно чаще всего встретить в домах по всей России. Наибольшее количество утвержденных художественным советом образцов создал Михаил Антипов. Некоторые его работы перешагнули 30000 тираж. Например, панно «Край родной», которое, несомненно, является брендом Урала.

Всего в коллекции, бережно сохраняемой сотрудниками музея, насчитывается около 900 уникальных предметов, украшенных с помощью множества различных техник, применявшихся в разные времена. И тем ценнее коллекция от того, что собранные в ней работы или созданы в единственном экземпляре, или являются одними из первых, запущенных в серию.