Логотип Златоустовского городского краеведческого музея

Художественное литье из чугуна в собраниях МУК «ЗГКМ»

Художественное литье из чугуна – законная гордость уральцев, всегда было объектом пристального внимания исследователей и всех, кому не безразличны судьбы отечественного искусства. Ибо сохранение и развитие нашей культуры невозможно без обращения к тем духовным высотам, которые были достигнуты обществом в прошлом. Уникальная коллекция уральского художественного литья XIX – XX вв. занимает особое место в собраниях Златоустовского краеведческого музея, в которую вошли образцы: Златоустовского, Нижнеисетского, Кыштымского, Одесского заводов, но основную часть коллекции составляют работы г. Кусы и г. Касли. В МУК «Златоустовский городской краеведческий музей» собрано 351 предметов. Коллекция для МУК «ЗГКМ» была собрана в 1920 – 1990 гг. (см. Приложение № 1).

 Ещё в 1920 - 1922 гг. Владимиром Николаевичем Соколовым, заведующим художественной секцией В.Н. Соколов, а позже и заведующим Златоустовского художественно-промышленного музея была собрана первая художественная коллекция. В конце 1922 г. В.Н. Соколов переехал в Москву, а по распоряжению окроно передал музей на хранение заведующей библиотекой педагогического техникума Р.Е. Вяхиревой.

 С 24.02.1924 г. заведующим Златоустовского Окружного музея стал Михаил Федорович Шестопалов.

 1 мая 1925 г. и в Златоусте открылась постоянная промышленно-показательная выставка Южного Урала - в здании бывшего Арсенала, занятого с 1915 г. управлением Горного округа. Она давала представление о состоянии, производственных процессах и историческом прошлом южноуральской промышленности. И Шестопалов М.Ф. просит президиум окружного исполкома в письме от 06.10.1926 г. о присоединении этой выставки в полном её составе к Окружному музею, как отдел. В 1927 г. трест передал музею промышленную выставку и большую часть сохранившихся коллекций арсенала. Окружному музею было также передано имущество бывшего уездного художественно-промышленного музея (экспонаты, книги и инвентарь), которое было передано В.Н. Соколовым в Златоустовский педтехникум. В городском архиве сохранились акты передачи от 21 августа 1926 г.

 А в 1928 г. было принято решение президиума Златоустовского городского совета об организации художественного отдела при Златоустовском музее местного края.

 В 1928 г в музее уже была скульптура «Россия» известного русского скульптора Н.А. Лаверецкого, которая была установлена перед каслинским чугунным павильоном на Всемирной выставке 1900 г. в Париже.

 Временно музей занимает площадь нижнего этажа механико-металлургического техникума. Художественная коллекция постоянно пополнялась новыми экспонатами. И с 1933 г. под экспозиции и хранилища музея отдали бывший жилой дом горных начальников.

 Из механико-металургического техникума были переданы два бюста: Александра I и М.И. Кутузова, отлитые из чугуна на Кусинском заводе.

 Во 2 половине XX в. коллекция из чугуна пополнялась закупкой отдельных изделий у частных лиц, а также переданной коллекцией музея ПО «Булат» в МУК «ЗГКМ» хранит модели 1850 – 1990-х годов.

 В Златоустовском архиве сохранился интересный документ - «Сравнительная ведомость цен на чугунное литье Каслинского и Кусинского заводов». Составленная в конце 90-х гг. XIX в., она включает в себя почти все выпускавшиеся в Кусе и Каслях в этот период художественные изделия. Нельзя не отметить, что кусинские изделия стоили дешевле. Будучи всегда ориентированными на рынок, они зависели от вкусов покупателей и заказчиков, и в разные времена литье развивалось в рамках тех или иных стилей. Поэтому в ассортименте Кусы можно встретить изделия, выполненные в стилях: барокко, рококо, классицизма, готики, греческом, итальянском, египетском, византийском, древнерусском и т.д., что представляется вполне закономерным. По этой же причине, в нем преобладали утилитарные вещи: вазы, декоративные тарелки, шкатулки, пепельницы, чернильницы, подчасники, полочки, рамки, подсвечники, портсигары, пресс-папье, столы, этажерки, скамейки и т.д.

 Всё это говорит о большей склонности Кусинского завода, чем Каслей, к производству обиходных изделий, используемых в повседневном быту и предназначенных не только для именитых покупателей, но и для менее состоятельных слоев городского и горнозаводского населения.

 Обретением своего творческого лица кусинское художественное литье во многом обязано скульпторам, выросшим из числа местных мастеров, получивших профессиональное образование и работавшим непосредственно на заводе. В коллекции МУК «ЗГКМ» особое место изделий Кусинского завода занимают модели Васенина Фёдора Осиповича, хранятся 9 моделей автора из 22, которые отливались. Васенина Ф.О. - скульптор и рисовальщик (1875 – 1923). Он родился в семье рабочего Златоустовского завода. Один из лучших учеников цеха холодного украшенного оружия Златоустовской оружейной фабрики (1891 – 1893). Обучался как стипендиат Златоустовских горных заводов в Строгоновском училище (1893 – 1898). Первый профессиональный скульптор Кусинского завода. Работал старшим мастером художественного литья (с 1899 г.). Участник выставок (с 1900 г.). В начале XX в. выполнял заказы Златоустовской оружейной фабрики по разработке рисунков для украшенного холодного оружия. В первые годы советской власти по его моделям были выполнены в чугуне памятники погибшим большевикам в Златоусте, а также расстрелянным красногвардейцам в Кусе. Отдельные модели Васенина отливались и в Каслях.

 Лишь незначительная часть кабинетной скульптуры, главным образом статуэтки и группы известных русских и западных авторов, выпускались в Кусе по одним и тем же моделям с Каслями – примерно одно из десяти изделий в общем объёме кусинского художественного литья.

 Следует отметить, что отлитые по одним и тем же моделям немногочисленные изделия Кусы и Каслей существенно не похожи друг на друга. В Каслях грамоте лепки и рисунка учили местных мастеров профессионалы: Канаев М.Д. (1830 – 1880) - скульптор и медальер, уроженец Екатеринбурга, обучавшийся в ГТШТИ (c 1847 г.) в С.-Петербурге по специальности «художник-медальер», затем в ИАХ (с 1849 г.) по классу скульптуры, у академика А.П. Лялина и, Бах Н.Р. (1853 – 1885) – скульптор и акварелист, уроженец С.-Петербурга, сына скульптора Р.И. Баха, уроженца Риги; первоначально Бах Н.Р. учился у отца, затем получил профессиональное образование в ИАХ (1870 – 1879), а в 1884 г. подписал контракт с Каслинским заводом и служил там до конца жизни.

 Символом непревзойденного мастерства уральских умельцев является Каслинский чугунный павильон, который в настоящее время украшает Екатеринбургский музей изобразительных искусств. В мировой практике музейного дела такой памятник специалисты определяют одним словом – раритет, что означает исключительно редкая, уникальная, ценная вещь. Судьба павильона тесно связана с Каслинским, чугуноплавильным и железоделательным заводом, выпускающим со 2-ой четверти XIX в. художественное литьё. И хотя каслинцы освоили его позже других уральских заводов, их продукция пользовалась наибольшей известностью и популярностью. Изделия Каслинского завод отличались высоким мастерством исполнения и художественными достоинствами. Основой успеха были: высокое качество чугуна, выплавляемое на древесном угле, великолепные природные формовочные пески и совместная творческая работа плеяды талантливых скульпторов, формовщиков, чеканщиков и мастеров по окраске художественных отливок.

 В отличие от Каслей, кусинское художественное литьё рождалось без направляющей руки скульпторов-профессионалов. Они появились на заводе лишь на рубеже 19 – 20 вв. Движимое исключительно творческой энергией заводских умельцев-самоучек, искусство Кусы изначально воплотило в себе истинно народные представления о прекрасном. Кабинетные вещи кусинских мастеров характеризуются большей натуралистичностью, наивным простодушием образного решения, грубоватым юмором, тогда как подобные изделия Каслей более строги, академичны.

 В Златоусте чугун также использовали в широком ассортименте. По проекту неизвестного архитектора были отлиты из чугуна доски, ступени и подступенники, колонны, рамы, вьюшки. В фондах МУК «ЗГКМ» хранится плита для памятника Александру I на Царево Александрийском руднике, 1850 г. неизвестного автора; садовый диван с виноградной лозой 1873 г., по модели Шинкеля К.-Ф.; а также несколько барельефов лидеров социалистического движения.

 Уральское художественное литьё XIX – XX веков – уникальное явление в художественной промышленности России, ярчайшая страница отечественного декоративно-прикладного искусства. Его лучшие образцы собраны МУК «ЗГКМ» чуть более чем за пол века и могут радовать глаз последующих поколений.

 

Николаевой Ю.А.,
ст. н. сотрудника худож. отд.