Логотип Златоустовского городского краеведческого музея

Музейный маркетинг как стратегия развития Златоустовкого городского краеведческого музея

Начало XXI века ознаменовалось целым рядом фундаментальных перемен, которые связали формирование новых рыночных отношений во всех сферах жизни. Взрыв информационных технологий и бурный процесс глобализации поставил в тупик культурные учреждения России.

В прошлом культурные учреждения подстраивались под цели и задачи общества. В настоящее время в потоке рыночных отношений культурные учреждения России вынуждены выживать. Но какой бы не была экономическая концепция нового времени, культура России все равно останется сокровищницей общенационального и мирового значения.

Учитывая традиции, музеям приходится адаптироваться к требованиям нового времени. Эти факторы начали определять деятельность музеев.

Музеям пришлось научиться переживать те кардинальные перемены, которые происходят, в сфере культуры. Научиться проявлять предприимчивость и самостоятельно добывать средства к государственному финансированию, чтобы избежать финансовых неудач и эффективно конкурировать на рынке не только досуга, но и в сфере образования, привлекать внимание туристов. В традиционный музейный язык пришли новые понятия – менеджмент и маркетинг. Эти инструменты рынка пришли на выручку современному музейному делу и управлению музейной деятельностью.

Согласно закону Российской Федерации «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» музей является некоммерческим учреждением культуры, созданным для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и коллекций.

Поэтому музеи в Российской Федерации могут осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения данных целей. Это значит, что без использования принципов маркетинга музеям не обойтись, и такие понятия как товар, цена, сбыт, продвижение, паблик рилейшнз, фандрейзинг имеют право на использование в музейной практике.

Основываясь всеми изложенными аспектами Златоустовский городской краеведческий музей стал, создавать новую стратегическую линию.

Но важно было не только удержаться в потоке конкуренции, но и удержать репутацию музея, как центра культурного наследия, научного просветительного. То есть на языке маркетинга поддержание правильного музейного имиджа – задача более важная, чем сиюминутный доход, т.к такой имидж – является залогом гораздо больших доходов в будущем.

Большую роль играет музейная среда: экспозиционные помещения, здания, территория, реклама, печатная продукция – все то, что находится в музее или ассоциируется с ним. Златоустовский городской краеведческий музей работает во всех этих направлениях.

Златоустовский городской краеведческий музей предлагает свои экспозиционные площади под выставки. Например, в залах музея экспонировались выставки:

  1. Минералы и камни из личной коллекции В.С. Долгова. Виктор Семёнович известный коллекционер на Южном Урале. Коллекционированием занимается с начала 1950 – х годов. Собирает минералы по химическому принципу. В его коллекции очень широко представлены минералы копей Златоуста
  2. Из фондов Златоустовского городского краеведческого музея выставка «Живое дерево ремёсел» М.Д. Глинкин
  3. Выставка совместно с музейно – выставочным комплексом стрелкового оружия М.Т. Калашникова (г. Ижевск).

Это дало новый прирост посетителей.

Так же сотрудниками музея разрабатываются образовательные программы, рассчитанные на школьную и дошкольную аудиторию.

Презентация является неотъемлемой частью продукта, продаваемого музеем. Так, например, в Златоустовском музее прошла презентация новой экскурсии «Гора самоцветов Златоустовского Урала». На данную промо – экскурсию были приглашены преподаватели образовательных учреждений, турфирмы г. Челябинска, Чебаркуля, Миасса, представители управления образования. Время диктует новые формы транслирования информации. Для лучшего усвоения материала и для привлечения внимания посетителей вводятся в экспозицию активные и игровые элементы познания. Так, например, в данном мероприятии сотрудниками музея был сделан основной акцент не только на интегрированную подачу информации, но и на мастер – классы. Одним из ведущих экспонатов Златоустовского городского краеведческого музея является узел, который представляет собой комбинацию несколько морских узлов. Завязал его кузнечными щипцами Андрей Стариков, когда металл еще был в горячем состоянии. На фоне этого экспоната детям предоставляется возможность самим попробовать завязать такой узел из веревки. Аудитория наглядно может увидеть, как это сложно на простом материале, а кузнец сделал это из металла. Так же при поддержке администрации округа Златоустовскому городскому музею был подарен тривизор. Тривизор это рекламный носитель нового поколения, дисплей-витрина (3d пирамида, 3d дисплей). Сочетание реального объекта и движущегося объемного изображения привлекает внимание, вызывает любопытство и повышенный интерес к объекту демонстрации. Изображение напоминает объемное голографическое, оно движется над объектом, помещенным внутрь. Для объекта предусмотрена подсветка. Изображение может содержать видео, анимацию, текст. На данном оборудовании демонстрируется изготовление гравюры по этапам.

На базе Златоустовского краеведческого музея проводятся семинары, конференции. Конференции проводятся, как на городском, региональном, так и на федеральном уровне. Научно-практическая конференция «Во славу российского ору­жия» была организована Златоустовским краеведческим музеем в рам­ках проведения Фестиваля гравюры и холодного украшенного оружия. С выступлениями и докладами выступили ученые, историки, краеведы из Москвы, Ижевска, Екатеринбурга, Уфы, Челябинска, Каслей, Сатки. Конференции «Славянская письменность. Общность и значимость», «Косиковские чтения» стали визитной карточкой музея.

Реклама срабатывает не только в качестве непосредственного стимула посещения (увидел рекламу – пошел в музей). Но и на этапе последствия как средство суммирования и оформления впечатления. Долговременный эффект музейной рекламы способствует формированию имиджа музея, является не менее важным, чем ее сиюминутный эффект. Реклама – это не только выносные щиты с информацией о работе музея. В этой роли может выступать любой музейный продукт. Будь то буклет или сувенирная продукция.

Основной деятельностью научно – просветительного отдела Златоустовского городского краеведческого музея, является реклама. Но этот отдел проводит не только маркетинговую работу, а еще и научно – просветительную. Сотрудниками отдела изготавливаются буклеты, тематическая реклама для дошкольных и общеобразовательных учреждений, путеводители по отделам и программам.

Новое время диктует свои условия. Для того чтобы повысить качество предоставляемой услуги, нужно знать потребности и пожелания потребителей нужно выходить на личностный контакт с аудиторией. В связи с этим в музее регулярно проходят блиц – опросы и анкетирование одиночных посетителей. Применяя маркетинговые принципы, были составлены вопросы для анкетирования и блиц – опросов. Блиц опрос включает вопросы, с которыми сотрудник музея выходит на аудиторию в определенное время. Анкетирование проводится после осмотра экспозиции.

Полученный результат прорабатывается для дальнейшего построения маркетингового плана.

В рамках программы «260 лет городу Златоусту» Златоустовский городской краеведческий музей начал выпускать на радио цикл «А знаете ли вы…???». Каждый месяц сотрудниками музея проводится исследовательская работа о том или ином факте из жизни города. Так же создана группа в контакте, где можно увидеть анонс о предстоящих мероприятиях.

Регулярно в средствах массовой информации печатаются статьи сотрудников Златоустовкого городского краеведческого музея. С начала года сотрудниками было опубликовано 6 статей и 5 статей о мероприятиях музея.

Для привлечения внимания широкой общественности и подогревания интереса к своей деятельности музей проводит различные акции. Акция – один из самых действенных способов привлечения аудитории. Каждый месяц Златоустовким городским краеведческим музеем проводятся акции, приуроченные к праздникам в конкретном месяце.

Как уже говорилось основной задачей, так и остается не только привлечение денежных средств, но также сохранение всех классических приемов музееведения.

Музей является не коммерческой социально – культурной организацией, которая изначально не ориентирована на прибыль из своей деятельности, однако это не снимает с современного музея необходимости следовать требованиям рыночных отношений, используя механизмы маркетинга.

Областная конференция «Музей: территория XX века», г. Копейск, 2014 год

 

А.С. Джораева
МБУК «Златоустовский городской краеведческий музей»