Логотип Златоустовского городского краеведческого музея

Музейно-педагогические программы – возможность непрерывного образования

Роль музеев в культурной жизни современного общества постоянно растет. Их уникальность состоит, прежде всего, в высоком предназначении: музеи не только способствуют сохранению культурного и природного наследия, но и играют большую роль в духовном развитии личности. Поэтому важность работы по созданию образовательных и развивающих программ для учащихся и студентов в рамках сотрудничества музеев со школой разных ступеней нельзя переоценить. Думают над этим, и сотрудники Златоустовского городского краеведческого музея.

Строя музейные образовательные программы от простого к сложному, мы уверены в том, что они помогают решать задачи воспитания патриотизма, расширения общеобразовательного кругозора, формирования активной жизненной позиции учащихся.

Наши исследования показали, что для повышения эффективности образовательной деятельности музею необходимо развивать сотрудничество с учителем, изучать его потребности, хорошо ориентироваться в школьной программе. Необходимо более активно использовать диалоговые, активные формы, включать детей в самостоятельную работу.

В Златоусте с 2013 г. работает курс «Я – златоустовец» для учащихся школ города.

Изучать курс «Я – златоустовец», т.е. ведать свой родной город, - значит, многое знать об истории, географии, экономике, литературе и искусстве. Знать и понимать красоту заснеженных гор, неспешных рек и вечнозеленых лесов. Дорожить богатством недр и животного мира, по-настоящему гордиться, что нам выпало удивительно счастье – родиться и жить в одном из красивейших мест своей страны и всего мира.

Но любовь к родным местам рождается только тогда, когда старшие передают ее следующим поколениям. Каждое новое поколение должно обладать большим багажом знаний, духовности и любви, чем предыдущее, а не меньшим, как порой происходит. Только так эволюционирует жизнь, только так поддерживаются духовные и культурные традиции. Поэтому курс «Я – златоустовец», содержание которого базируется на историко-краеведческой основе, в наибольшей степени может помочь в осуществлении этих идей.

Данная программа не заменяет школьный курс, а дополняет, расширяет и углубляет базовые знания по истории, географии, биологии, литературе, экологии. Занимаясь по этой программе, дети знакомятся с историей возникновения и становления родного города, его природными особенностями, культурным и литературным наследием, а также с природой, промышленностью родного города, его произведениями культуры и литературы. Кроме того, программа оказывает большую помощь учителям начальной школы в формировании у младших школьников представлений об окружающем их мире через знание особенностей своего края, способствует развитию воображения, воспитанию интереса к своей малой родине, уважения к ней, а также вырабатывает умение правильно понимать и оценивать произведения искусства, что делает ее актуальной и педагогически целесообразной.

В рамках программы «Я – златоустовец» разработан и апробирован новый экскурсионный проект «Гора самоцветов Златоустовского Урала». Вот как описывает впечатление от увиденной экскурсии златоустовский журналист Елена Лаветкина.

             «Творилось что-то невообразимое: где-то наверху стреляли, звенела сталь кирасы, по лестнице бегали шустрые ножки в ладных лапоточках, группа гостей дружно хрустела леденцами — это в Златоустовском краеведческом музее проводилась экспериментальная экскурсия.

Музей сегодня не только хранилище исторических ценностей, но и один из главных просветителей, особенно поколения подрастающего. Поэтому разработал индивидуальную новаторскую программу для школьников в рамках предмета «Я — златоустовец!».

Новаторскую как по форме, так и по содержанию. Экскурсионный материал подает не привычная элегантная дама, а сами герои тех времен, о которых ведется речь. Вот научный сотрудник Анастасия Малахова перевоплотилась в бойкую Веселуху, когда-то вдохновляющую златоустовских мастеров.

На Анастасии новая «спецодежда» — типичный уральский женский костюм, точнее сарафанчик и платок, изготовленный по старинным эскизам. Лапоточки у нее не простые, а из дублетного фонда — сплетены мастером в первой половине уже прошлого ХХ века. Легким движением руки экскурсовод превращается в Огневушку-Поскакушку, с тем же продуманным эстетическо-историческим подходом к костюму. Она же, хулиганка, стреляет по кирасе из настоящего старинного пистолета из того же дуплетного фонда — проверка на прочность златоустовской стали. В чем фокус — тайна экскурсии. Но грохоту предостаточно!

А вот два других блока — уже серьезны и степенны. Татьяна Ивашкина уже не сотрудник, а купчиха Пролубникова. Ведь модель лавки ее «супруга» — купца украшает один из залов. Вот, пожалуйста, восстановленный костюм почтенной замужней дамы тех времен, полный антураж быта, предметы производства, да те самые леденцы в нарядной жестяной коробке, название которых происходит от имени герцогини Монпасье, известной по романам Дюма. Но задания для экскурсантов не просты. Особенно тяжко завязать из веревок двойной морской параллельный узел, который мастера умели завязывать из металла.

Альфия Каримуллина — Хозяйка Медной горы поведала гостям — учителям предмета «Я — златоустовец!» о тайнах подземных кладовых. А в конце — задания. Разработаны игровые методички для закрепления пройденного — ответы на вопросы по темам экскурсии.

«Очень увлекательная форма проведения, творческое оформление, много полезной информации, — считает учитель истории и обществознания школы №2 Ирина Анисимова, — обязательно приведу своих восьмиклассников. Когда нас в такой же игровой форме встретили в музее в Тамани, сначала удивило, а потом мы сами с удовольствием включились в игру. Наш музей тоже сломал стереотип, и само посещение музея становится более полезным из-за творческой подачи материала».

Реконструкцию давних времен поддерживают новые технологии и любовно хранимые знания о родном крае. Сотрудники нашего музея разрабатывают музейно-педагогические программы по разным направлениям, как для детского сада, так и для учащихся школ города:

- «Мир народной культуры»

- экологическая программа «Златоустье»

- «В музей всей семьёй», и другие.

Чуть подробнее о программе «Мир народной культуры» (начальное звено по этнокультурному образованию). В программу входят: музейные занятия, театрализованные экскурсии, календарные, обрядовые праздники, мастер-классы. Такие экскурсии-мероприятия как «Жили-были дед да баба», «праздник Домового», «Праздник чая», в занимательной игровой форме дети знакомятся через музейные экспонаты с бытом русского народа, старинной домашней утварью узнают об обычаях и традициях народа. А новогоднее мероприятие «Подкова на счастье» (программа «В музей всей семьёй») знакомит детей с произведениями П.Бажова. Герои сказов П.Бажова- Огневушка–Поскакушка, Голубая Змейка, Хозяйка медной горы, кошка Мурёнка «оживают» в залах музея. В этих мероприятиях дети не статичные наблюдатели, а самые активные участники. Сами сценарии выстроены с использованием музейных экспонатов.

Музей планирует и в дальнейшем развивать свои предложения для детей от 6 до 17 лет и надеется, что учащиеся всех возрастов будут приходить в музей не только в рамках урока, но и самостоятельно и, главное, с интересом.

Список используемой литературы:

  1.       Л.Коржавкина, Л.Плетнёва «Как подружить музей и школу»;
  2.       Программа курса «Я – златоустовец». Пояснительная записка;
  3.       Статья Е.Лаветкина из газеты «Златоустовский рабочий».

Областная конференция «Музей: территория XX века», г. Копейск, 2014 год

 

Татьяна Викторовна Ивашкина
МБУК «Златоустовский городской краеведческий музей»