Логотип Златоустовского городского краеведческого музея

Собрание живописи. Историческая справка.

Собрание живописи златоустовского городского краеведческого музея насчитывает 260 произведений. Основную часть его представляют работы художников Златоуста XIX – XX веков. Прежде всего, это произведения профессиональных художников Златоустовского отделения Всероссийского творческого общественного объединения (ВТОО) «Союз художников России» (с 1995г.), ранее - товарищество «Художник» (1945 - 1953 гг.), Златоустовские мастерские Художественного фонда РСФСР (1953 - 1995 гг.). Работы художников, работавших в оформительских мастерских на предприятиях города, преподавателей художественно-графического отделения педагогического колледжа (б. педагогического училища), а также самодеятельных художников, входивших в любительские творческие объединения, посещающих изостудии при Дворцах культуры и клубах города. Но собрание живописи начало формироваться еще в 1920 –м году. Именно тогда в Златоусте при Уездном отделе народного образования была создана художественная секция.

Заведующим художественной секцией был назначен Владимир Николаевич Соколов, один из последних стипендиатов Златоустовских заводов, обучавшихся в Строгановском Центральном училище технического рисования. Он и занялся организацией художественно – исторического музея. В июне, по решению Губернского (г. Уфа) подотдела по делам музеев, охраны памятников искусства и старины, было получено имущество для организации в Златоусте художественно – исторического (в некоторых документах «художественно- промышленного») музея.

В.Н. Соколову удалось получить из Государственного музейного фонда (ГМФ) и Губернского музея, а также купить в мастерских уфимских художников произведения, которые и положили начало собранию живописи Златоустовского краеведческого музея. К сожалению, в 1922 году музей был закрыт из-за недостатка средств. Музейные коллекции, в том числе и живописи, были переданы в библиотеку педагогического колледжа. Потери были неизбежны. Из 45 живописных работ сохранилось не более 30. В их числе произведения известных русских и советских художников: «Морской вид» (в книге поступлений «Морской пейзаж») А.П. Боголюбова (1824 -1896). Справа внизу коричневой краской автограф художника: «А.Боголюбов». На обороте: «Московский Румянцовский музей Филиальный отдел ГФ. Собрание неизвестного»; «Головка» К.Е. Маковского (1839 – 1915); «Эльбрус» Г. Н. Кондратенко. Слева внизу автограф художника: «Г. Кондратенко 1901 г.»; «Пейзаж» П.Н. Петровичева; «Вечерний аккорд» Ф. Тонильского. Внизу справа автограф: «Ф.Тонильский 1911 г.»; «После дождя» П.Н. Староносова (1893 -1943); «Апрель» (в КП: «Весна - пейзаж»), «Зеленое» (в КП: «Зеленые луга и лес»), «Ночное» (в КП: «Мальчики в лесу»). На обороте наклейка с надписью: «Уфимский художественный музей». Ю. Ю. Блюмменталя; «Зима», «Цветы» (в КП: «Натюрморт»). Слева внизу автограф художника: «Бурлюк 17»; «Осень-озеро» (в КП: «Осень»). Справа внизу: «Бурлюк» Д. Д. Бурлюка; «Портрет сестры художника» А.П. Лежнева (вверху слева автограф: «А.Лежневъ 1915 г.»); «Женский портрет» М.Г.Сугаровского (1840-1908). С правой стороны по окружности надпись: «Сугаровский 1889 г.»; «Весенний вечер» В.П. Батурина; «У реки Вятки» (в КП: «На реке Вятке») А.И. Деньшина; «Портрет молодой женщины» Неизвестного художника; «Дворик» (в КП: «Деревенский двор») Л. Петухова. На обороте надпись чернилами: «Л.Петухов, 1915 г. Деревенскiй двор», красным карандашом: «Выставка 1915 г. Академия Художеств». 9 ноября 1918 года в Златоусте была устроена выставка Д. Д. Бурлюка и П.Н. Староносова. А 19 января 1919 года «с размахом прошла и художественная выставка в помещении Народного университета (ул. Б. Славянская). На ней экспонировались произведения Д.Д. Бурлюка, Д.И. Архангельского, Я.С. Бородина, П.С.Добрынина, Л.Н.Еленевской, Д.П. Мощевитина, П.Н. Староносова. Возможно, с этих выставок в музейное собрание живописи поступило большое полотно П. Н. Староносова «После дождя». В 1925 году в Златоусте создается Окружной музей. Заведующим музеем назначается Михаил Федорович Шестопалов, выпускник механико-металлургического техникума. Им была проделана колоссальная работа по организации музея. В художественный отдел поступили произведения, сохранившиеся от художественно -исторического музея (1920-22 гг.). Кроме того М.Ф.Шестопалову также удалось получить из Государственного музейного фонда работы известных русских художников. Сохранилось несколько актов передачи произведений из Государственной Третьяковской галереи. Один из них помечен 8 января 1929 года. В списке 15 произведений живописи и графики. Среди них: «Этюд головы крестьянина» (в КП: «Портрет старика») Е.Е. Волкова (1844 -1920). Слева на плече процарапана надпись: «Профессор Е. Волковъ на Память К. Коровину»; «Закатный пейзаж» В.М. Максимова (1844-1911). Внизу справа коричневой краской подпись: «В.Максимовъ 1898 г.». На обороте красным карандашом надпись: «В. Максимов. Закатный пейзаж Г.М.Ф. 7574». Два овальных штампа: один Государственного музейного фонда, другой: «Влад. Ел…чъ»; «Этюд» (в КП: «Небо и вершины деревьев») И.И.Левитана (1860 -1900). Внизу справа надпись масляной краской: «Этюд покой. Брат И.Левитан – А.Левитану»; «Пейзаж с фигурами» Ю. Репина; «Портрет Петра I в молодости» XVIII век.. (в КП: «Вельможа»). На обратной стороне холста черной тушью надпись: «Jмператоръ Петръ I». На подрамнике: «Г.М.Ф. 10023 Худ. XVIII в – Петр I …дальше - неразборчиво) Неизвестного художника. Из 40 картин, полученных Златоустовским музеем в 1920-е годы из Государственного музейного фонда, 10 оказались из собрания картинной галереи Румянцевского музея. Есть работы из Уфимского художественного музея. Еще предстоит выяснить какие точно, но некоторые уже известны – это «Цветы» («Букет») и «Зима» Д.Д. Бурлюка, «Ночное» («Мальчики в лесу») Ю.Ю. Блюмменталя, «Женский портрет» («Женщина, рассматривающая медальон») М.Г. Сугаровского. Другие работы уфимских художников, скорее всего, были куплены в мастерских у авторов. Эта коллекция произведений живописи, полученная из Государственного музейного фонда и Губернского музея, положила начало современному собранию Златоустовского краеведческого музея. В 1930-е годы собрание пополнилось произведениями златоустовских художников А.И. Шатрова (1910 – 1981), окончившего рабфак при Академии художеств и А.М. Сосновского (1902 -1987), учившегося в 1922 -28 годах в Петроградской Академии художеств. В 1936 году именно он стал одним из инициаторов и председателем организационного бюро в период создания Челябинского Союза художников. Большое историческое полотно А.М.Сосновского «Расстрел златоустовских рабочих в 1903 году», написанное им в 1931 году находится в экспозиции исторического раздела музея. Не однажды Златоуст становился местом творческих командировок столичных художников. Суровая и прекрасная природа Южного Урала и богатая славная история города привлекали сюда творческих людей. Так в 1932 году в Златоусте работали московские художники И.А.Соколов и Ф.Н.Смирнов. По окончании командировки ими была организована отчетная выставка в школе 2-й ступени (н. часовой завод). С выставки музеем были закуплены пять работ И.А. Соколова, в том числе три живописных, с изображением заводских пейзажей с домнами: «Метзавод. Домна»; «Домны»; «Метзавод. Домны». Первоклассные по живописному и образному решению картины. А в 1935 году по направлению Московского Союза художников в творческой командировке по Южному Уралу был Р.М. Семашкевич. Две его работы также находятся в собрании музея. В декабре 1945 года в Златоусте по решению горисполкома, благодаря инициативе и усилиям художников А.И.Шатрова и П.П. Якушева, было создано творческое объединение художников – товарищество «Художник». Председателем его стал Анатолий Иванович Шатров. Первыми художниками, вошедшими в товарищество, были: А. Шатров, В. Аблин, Б. Худяков, С. Минин, П. Якушев, М. Котов, В. Ковригин, А. Кузнецов, С. Клюнков, Б. Шибаков, Н. Борисов. Значительную часть собрания живописи составляют их работы. В 1950-е годы собрание пополнилось произведениями художников Ю.П. Азеева, А.И. Шатрова, Б.С. Худякова, П.П. Якушева, М.Н. Сапрыкиной, Н.П. Ненастина, а также работами студийцев изостудии Дворца культуры завода им. В.И.Ленина: С. Клюнкова, А.П. Кузнецова, М.С. Котова, Ф. Костюкевича, В. Михайлова, Гусаревича, И. И. Ногтева, Н.Н. Федорова, О.Ф. Геппа. В собрании появились серьезные тематические полотна, такие как «Образы юности» и «На расстрел» Ю.П. Азеева (1923 -2003), окончившего Пензенское художественное училище, «Голубой Таганай» А.И. Шатрова, «Портрет старого большевика Ф.В. Коростелева»

М.Н. Сапрыкиной, «Штаб Красной Гвардии в Златоусте» Б.С. Худякова, окончившего Академию художеств, «Металлургический завод» Ф. Костюкевича. По заказу музея было выполнено много живописных работ для экспозиции отделов природы и исторического, которые после перестройки этих отделов достойно пополнили музейное собрание живописи.

В 1953 году товарищество «Художник» было преобразовано в Златоустовские мастерские Художественного фонда РСФСР. В мастерские вливаются молодые художники, окончившие художественные факультеты высших учебных заведений, среди них и художники живописцы.

В 1960-е годы в художественные мастерские пришли талантливые молодые художники: В.И. Зозуля (Пензенское художественное училище), Д.П. Максимов (Горьковское художественное училище), Р.А.Сафин (художественно-графический факультет Нижнетагильского педагогического института), В.Ф. Чернышов (ВГИК в Москве). А в 1971 году состоялся первый выпуск художественно-графического отделения педагогического училища. Первые выпускники, среди которых оказалось много талантливых молодых художников, пополнили и ряды художников Златоустовских мастерских: Г.М. Куликова (Шадрина), П.И. Юшманов (Шадрин). В музейном собрании находятся небольшие по размеру работы «В детской», «В комнате», натюрморты Г.М. Куликовой (Шадриной) (член СХ РФ с 1995 г.) Точечная техника, в которой работает художница, создает полифонию цвета в живописи, сохраняя при этом материальность изображенных предметов. В 1950- 60- е годы собрание пополнилось замечательными реалистическими уральскими пейзажами, серией пейзажей, привезенных из творческой командировки на озеро Байкал художника Ю.П. Азеева (1926 – 2003), члена СХ с 1989 года. В собрании музея более 20 произведений В.И. Зозули Заслуженного художника России(2007), члена СХ РФ с 1973 года. Стиль и творческая манера художника сложились под влиянием древнерусского искусства. Большинство его работ написаны на левкасе. Это и серия портретов ученых-металлургов, портреты П.П. Аносова – Горного начальника Златоустовских заводов, П.М. Обухова, тематические картины на темы из истории города: «Испытание пушек у горы Косотур», «Романтический Златоуст», серия картин «Времена года. Окна». Несколько картин посвящены талантливому художнику – граверу, родоначальнику златоустовской гравюры на стали И.Н. Бушуеву. Д.П. Максимов - талантливый скульптор, художник – прикладник, прекрасный рисовальщик и живописец. В собрании живописи в музее находится его большое полотно «Проводы на фронт». Несомненно, обогащают собрание живописи лирические пейзажи Урала: «Осеннее утро», «Река Ай. Первый снег», «Розовый вечер», живописца и графика Н.И. Гаруса (член СХ РФ с 1983 г.), тематические полотна «Утро» и «Молоко» Р.А. Сафина (1945 -2006), «Ф. Шаляпин в роли Ивана Грозного» и «Молодой Ф. Шаляпин в Златоусте» В.Ф. Чернышова, пейзажи М.Ю. Жирова, И.В. Медведева, златоустовские улочки Г.А. Солошенко, большое полотно «Строительство Златоуста» (живописная работа художника - гравера Г.М. Берсенева).

Активно участвуют в выставках и преподаватели художественно – графического отделения педагогического колледжа. В собрании находятся работы художников - преподавателей А.П. Дудина, А.И. Прибытова (член СХ РФ с 2005 г.), Ю.Н. Эйбушитца. В 2007 году вдова художника Ю.Н. Эйбушитца, преподавателя художественно-графического отделения Златоустовского педколледжа и руководителя Народной студии Дворца культуры железнодорожного района, передала в дар музею более десяти живописных работ мужа. Пожалуй, пейзажи родного города и окрестностей в разное время года всегда привлекали художников- любителей А.М. Кобякова, А.А.Копылова, входивших в объединение «Пленэр» при ДК «Победы», Ю.А. Сизова. У каждого художника свой неповторимый художественный почерк.

В 1980 – е годы областное Управление культуры закупило и передало музею работы челябинских художников: «Мастерская» В.Г. Мишина, два натюрморта И.А. Кучмы, «Обнаженная» В.П. Меркулова, триптих «Русаличьи боги» В.Г. Сафронова.

В 1980-е годы с выставки актеров и художников театра в городском выставочном зале собрание пополнилось работами художников театра «Омнибус» С.В. Крамаренко, С.С. Баранова, А.Г. Старовойтова.

Ежегодно, с 1993 года, в музее проводится конкурс творческих работ учащихся художественных отделений средних учебных заведений на стипендию имени И.Бушуева Главы ЗГО. Работы победителей конкурса пополняют коллекцию живописи Златоустовского краеведческого музея. Возможно, через несколько лет их работы займут достойное место в собрании наряду с работами уже признанных мастеров. Небольшая, но емкая коллекция живописи отражает очень полно события художественной жизни не только Златоуста, но и всей страны XX века и начала XXI.

Златоустовские художники всегда достойно выступали на выставках самого высокого ранга, на высоком профессиональном уровне представляли творческие достижения изобразительного искусства. И их работы достойны того, чтобы остаться в памяти потомков.

1. Архив административного отдела ЗГО. Р-208,о.1, д. 66, л.9.
2. Е.Алексеев. Газета «Златоустовский рабочий», 10 января 2004 года.
3. Архив административного отдела ЗГО. Р-208,о. 1, д.64, лл. 8,22.
4. Архив административного отдела ЗГО. Р-45,о.1,д.55, лл.71, 71 об., 72


Гарус В.С.
Заведующая художественным отделом МУК «Златоустовский городской краеведческий музей»