Логотип Златоустовского городского краеведческого музея

Собрание графики в Златоустовском краеведческом музее

В 1928 году Президиум Златоустовского городского совета принял решение об организации художественного отдела при Златоустовском краеведческом музее. Из всех коллекций художественного отдела собрание графики является одним из значительных по объему и важных по историческому значению собраний. Коллекция графики Златоустовского городского краеведческого музея насчитывает 700 произведений, выполненных в разных техниках и материалах – литография, офорт, линогравюра, ксилография, собственно рисунок (в разных материалах), гуашь, акварель и смешанная техника. Большую часть собрания графики составляют эскизы изделий, украшенных в традициях златоустовской гравюры на стали.

Начало формированию собрания графики было положено в 1929 году. По инициативе общества краеведения в мае 1925 года в Златоусте был создан Окружной краеведческий музей. С 1 октября 1925 года заведующим музеем был назначен Михаил Федорович Шестопалов, выпускник механико-металлургического техникума и член общества краеведения. М.Ф. Шестопаловым была проделана колоссальная работа по организации Окружного музея. В 1928 году в Окружном музее был организован художественный отдел. Основными направлениями его работы и коллекционирования стали: рисунок, живопись, графика, гравюра, скульптура и керамика русской школы; произведения о природе Златоуста и всего Южного Урала; произведения местных художников; художественные изделия бывшей Оружейной фабрики, а также Кусинского и Каслинского заводов. «Один из источников поступлений – покупка художественных предметов на рынке, главным образом в магазине «Общества поощрения художеств», и ГМФ (Государственный музейный фонд»). Было направлено ходатайство в Главнауку с просьбой о выделении «…из музейных фондов для художественного отдела музея картин, фарфора, фаянса, бронзы, скульптуры, художественных произведений из Уральского камня и стильной мебели художественной работы». В январе 1929 года заведующему Окружным музеем М.Ф. Шестопалову удалось получить из Государственного музейного фонда 15 произведений известных русских художников. В их числе и графические работы: акварели П.Н. Грузинского «Кавалерия» («Драгуны»), К. Чичагова «Доезжачий на охоте» («Казак»), Г.К. Бакмансона «Сидящий араб»; рисунки И.И. Левитана «Бредъ» («Лунная ночь»), К. Трутнева «У могилы матери».

В 1930 году в собрание поступили работы златоустовского художника- живописца и графика А.М. Сосновского, который в течение пяти лет работал научным сотрудником и директором музея и руководил студией изобразительного искусства при музее. Это несколько альбомов с зарисовками самых разных событий из студенческой жизни и портретных изображений своих сокурсников. В 1922-28 годах он учился в Петроградской Академии художеств на живописном и архитектурном факультетах. В 1930 году в Златоусте в творческой командировке по заданию Московского союза художников были московские художники И.А. Соколов и Н.Ф. Смирнов. В Златоусте они организовали отчетную творческую выставку в школе 2-ой ступени (н. часовой завод). С выставки были куплены работы Соколова Ильи Алексеевича «Домны» (гуашь) -3 листа и линогравюры «Стирает» и «Гладит». В собрание поступила работа И. Бродского «Портрет И.В.Сталина», подаренная музею в 1934 году. А.М. Сосновский учился вместе с И. Бродским в Академии художеств в Петрограде в 1922-28 гг. Собрание пополнялось и работами местных художников – любителей, которые посещали изостудию при музее: портреты заводских рабочих В. Аблина, П.И.Земскова, пейзажи Н. Федорова, Н. Боева, С.Минина.

В 1950 –е годы в собрание графики поступили линогравюры художника – живописца и графика П. П. Якушева. В собрании графики можно отдельно выделить коллекцию его линогравюр, которая насчитывает 56 работ. В эти же годы собрание пополнилось акварелями М.В. Маторина. История родного города всегда привлекала внимание художников. Портреты златоустовцев - Героев Советского Союза Б.С. Худякова, выполненные сангиной и цветными карандашами; портреты участников революционных событий О.Ф. Геппа, руководителя изостудии во Дворце металлургов, Н.П. Ненастина – члена златоустовского товарищества «Художник» отражают страницы истории родного города. Представляют интерес и альбомы с рисунками преподавателя ремесленного училища № 4 по подготовке художников- граверов И.И. Ногтева и его учеников.

В 1950-60- годы коллекция пополнилась большим количеством копий М.Д. Глинкина с эскизов украшенных изделий известных художников – граверов XIX-XX веков: Г. Зайцева, В.В. Гордеева, Ф.О. Васенина, закончивших курс обучения в Центральном Строгановском училище технического рисования в 1899 году; В.А. Киселева, М.Л. Мешалкина, С. Н. Недорезкова, Козырева, И. Халтурина – ведущих художников 1880-х – 90-х; Д.Е.Яковлева, А. И. Боронникова, Г.М. Берсенева -1920 -х -90-х годов. Копии были выполнены в 1954 году к книге М.Д. Глинкина «Златоустовская гравюра на стали», вышедшей в 1958 году - первому серьезному исследованию по златоустовской гравюре на стали, которая до сих пор не потеряла своей актуальности. Музею были также переданы два альбома с рисунками 1938-1941 годов талантливого художника – гравера И.И. Бахарева. Эти поступления значительно обогатили музейное собрание графики блестящими высокопрофессиональными рисунками, эскизами украшенного оружия, предметов быта в разных «стилях», что было характерно для конца 1890-х – начала 1900-х годов.

В 1970 –е годы собрание пополнилось большим количеством линогравюр П.П. Якушева (1910 -2002). С конца 1950- годов определился главный жанр П.П.Якушева – индустриальный пейзаж. Этой теме он оставался верен до конца своих дней. В музее хранится серия работ «Автоваз», в которой он отобразил весь цикл строительства автомобильного завода - гиганта, с первого колышка до ввода в эксплуатацию, а также рабочие будни завода; серия линогравюр «Имени В.И.Ленина», рисунки карандашом. Индустриальный пейзаж «Урал - великим стройкам» (гуашь) П.П.Якушева на конкурсе «Всекохудожника» в 1952 году получил поощрительную премию и приобретен Златоустовским краеведческим музеем. Замечательные линогравюры «Пригород» и «Уральские песни» Р.А.Сафина, портреты известных людей города, открытки для газеты «Златоустовский рабочий» - говорят о творческой зрелости художника, блестящего рисовальщика и живописца. Значительные поступления графических работ молодых художников Златоустовских мастерских Художественного фонда РСФСР в разных техниках были в 1980-е годы. В собрание графики поступили офорты Н.И. Гаруса, ксилографии Л.Г. Малей, акварели на Г.М. Куликовой, рисунки Н.В. Лохтачевой, Д.П. Максимова, Р.А. Сафина. К 225 –летию города златоустовский художник И.В. Медведев, уехавший в Минск, подарил музею графические листы, выполненные в смешанной технике. В 1972 году в городе Златоусте открылся первый в области выставочный зал, как филиал городского краеведческого музея. В нем проходили выставки, как местных художников, так и иногородних.

Собрание музея пополнялось работами, которые художники дарили музею с выставок. Большая коллекция офортов по мотивам поэзии Ф.Г.Лорки была подарена Н.А. Эстисом, московским художником, персональная выставка которого в Златоусте проходила в 1980 году в выставочном зале. В этом же году проходила выставка свердловского художника А.А. Казанцева, с которой в музей поступили две акварели с изображением уральского пейзажа. Участники выставки художников союзных республик России, Украины, Литвы и Латвии, подарили музею по две работы: это очень интересные по образному решению, философские по содержанию литографии «Мы рождены для свободы», «Вечер трав» В.Я. Бренце (Латвия); «Дуб Донелайтиса» и «Как прекрасен наш маленький край» И.В. Каченаускайте (Литва); В.Ф. Карася (Украина).

В 1980 году собрание пополнилось работами златоустовских и иногородних художников, которые когда-то жили и работали в Златоусте. Это серия экспликаций к «Поэме о топоре» Н. Погодина (дипломная работа во ВГИКе) В. Ф. Чернышова, работающего художником на Минской киностудии; серия офортов по истории Златоустовского завода Л. К. Болбата, уехавшего в Запорожье. Некоторые из его работ находятся в экспозиции исторического отдела музея. Портреты, пейзажи, тематические работы, выполненные в основном в линогравюре П.П. Якушева, который переехал в 1934 году в город Куйбышев, но никогда не порывал связь с родным городом, значительно дополняют собрание высокопрофессиональными произведениями. В эти же годы в собрании появились и эскизы известных златоустовских художников – граверов Г.М. Берсенева, А.И. Кузьмичева, В.Ф. Тарынина, И.И. Ногтева, альбомы А.М. Сосновского с фронтовыми зарисовками, а также эскизы к живописным произведениям. В 1990-е годы областное Управление культуры закупило и передало златоустовскому краеведческому музею две акварельные работы челябинского художника С.М. Удалова «Пензенские дворы».

В 1990-е годы из музея завода им. В.И.Ленина (фонды которого влились в городской музей) поступили копии А.В. Шмидта (1971 г.) с работ Ф. Чернявского (1818 года), с изображениями улиц и окрестностей Златоуста, выполненные акварелью. В 2000 году в собрание графики поступили копии М.Д. Глинкина с эскизов изделий, украшенных гравюрой, ведущих художников первой трети XX века из альбома Добровольского, современных художников-граверов: Г.М. Берсенева, С.Ф. Чернова, акварели поэтессы С.Л. Соложенкиной. Собрание пополняется и работами учащихся средних специальных учебных заведений с ежегодно проводимых музеем конкурсов творческих работ: на стипендию имени И. Бушуева Главы ЗГО и эскизов по гравюре «Наследники Иванка-Крылатка». Таким образом, собрание графики - это собрание значительного количества первоклассных произведений профессиональных художников: графиков и граверов XX- XXI веков.


Гарус В.С.
искусствовед, заведующая художественным отделом МУК «Златоустовский городской краеведческий музей»