Логотип Златоустовского городского краеведческого музея

Стипендиаты Горного ведомства в Строгановском Центральном училище технического рисования

Золотые россыпи былого. Материалы краеведческих чтений, посвященных 90-летию со дня рождения Н.А. Косикова. 2007 год

В 1893 году на Златоустовских заводах возникла острая необходимость в подготовке профессиональных кадров. Как пишет в своем письме в Горное управление Горный начальник Златоустовских заводов В.А. Писарев «…проверяющий Златоустовские заводы директор Горного департамента Тайный советник Скальковский выразил желание поместить нескольких наиболее способных учеников Златоустовской Оружейной фабрики и Кусинского завода на казенный счет в Центральное училище рисования Барона Штиглица, в виду крайней необходимости иметь на управляемых мною заводах, для художественно- промышленных производств, рисовальщиков и скульпторов с специальным образованием». В это же время Управитель Кусинского завода пишет Горному начальнику Златоустовских заводов о том, что для успешной работы «…по приготовлению кабинетных вещей в Кусинском заводе, встречается крайняя необходимость в лепщике, между тем мастеров этого дела совсем нет на Урале, а потому я покорнейше прошу ходатайства Вашего Высокородия об определении Овладеева в школу для обучения резьбе и лепным работам, в виду его способности и желания».

«Я с своей стороны нахожу полезным поместить в означенное училище как более способных: Златоустовской чертежной сына чиновника Владимира Гордеева, 23 лет, окончившего курс учения в Златоустовском городском училище; Украшенного цеха Оружейной фабрики сына обывателя города Златоуста Федора Васенина, 17 лет, окончившего курс в церковно- приходской школе и состоящего учеником на заводе с 1891года и сына обывателя Миасского завода Егора Зайцева, 14 лет, окончившего курс в приходской школе и состоящего учеником на заводе с 1892 года и Кусинского завода – сына обывателя Кусинского завода Александра Овладеева, 16 10/ 12 лет, окончившего курс в Кусинском заводском училище. Донося о вышеизложенном и стремясь к усовершенствованию приготовляемых на вверенных мне заводах художественных изделий – имею честь покорнейше просить Ваше Превосходительство о командировании сказанных учеников на казенный счет в означенное училище, а равно ассигновании на учение и содержание их подлежащего кредита».

На запрос об условиях поступления в Центральное училище рисования Барона Штиглица получили ответ, «…что в училище принимаются лица обоего пола, всех званий и состояний не моложе 14 лет и только на положение приходящих учеников, окончивших полный курс трехклассного городского училища о 6-ти отделениях (по «Положению 31 Мая 1872 г.) или первых 4-х классов гимназии, реального училища или других равных им учебных заведений.

Были наведены справки об условиях поступления в Строгановское Центральное художественно- промышленное училище в Москве, в котором по Уставу училища от 1892 года предполагалось строительство пансиона (общежития на 10 человек с оплатой по 180 рублей в год) для воспитанников.

Директор Строгановского училища Н.В. Глоба ответил исполняющему обязанности Горного начальника Златоустовских заводов В.А.Писареву, что «…лица, не окончившие курса ни в каком учебном заведении, могут быть приняты во вверенное мне училище в качестве любителей рисования (вольнослушателей), которые проходят лишь курс художественных предметов. Такие лица, имеющие при том способности к рисованию, должны пробыть в училище не более 5-ти лет, чтобы приобрести знания как требуется для применения их на вверенных Вам заводах. Плата за обучение взимается в первых двух классах по 30 рублей в год с каждого, а с 3-го класса по 50 рублей».

В училище также не было и специального отделения для изучения резьбы или гравирования по металлу, а также рисунков, по которым могли бы быть изготовляемы модели для металлических отливок. Но, как заверил инспектор училища тов. Соколов «… со временем при содействии и указаниях Горного Департамента такое отделение могло бы быть учреждено».

К тому же оказалось, что по Уставу училища в общежитие могут быть приняты только «…действительные ученики, принятые в училище, а не любители рисования и прочие посторонние лица».

Выбирая куда отправить учеников, предпочтение отдали Строгановскому училищу, так как стипендиаты Златоустовских и Кусинского заводов не могли быть приняты в училище Штиглица: во-первых, по возрасту, во-вторых, по образованию и, в-третьих – в Петербургском училище не было «…строгого и постоянного наблюдения за учениками».

Деньги на обучение уже были выделены Министерством торговли и промышленности, и Горный начальник просит разрешения определить стипендиатов на частные квартиры.

Все стипендиаты должны были дать подписку по установленной форме. В ней они обязывались посещать в течение года как класс избранного ими специального предмета, так и все классы обязательных предметов. После окончания училища они обязаны были прослужить на Златоустовских заводах беспрерывно 6 лет там, куда будут направлены. Если же по причинам, не зависящим от Горнозаводского управления, они не отслужат положенное время, то должны будут возвратить затраченные на их обучение деньги.

Родители должны были подтвердить свое согласие на предложенные условия обучения их детей личной росписью в конце подписки, данной их сыном.

Сопровождать первых стипендиатов в поездке в Москву (мотивируя это их полной жизненной неопытностью) был определен мастер Украшенного цеха Яков Данилович Варламов с тем, чтобы он, после того как решит все вопросы, связанные с устройством учеников в Москве, проехал бы в Санкт-Петербург и прослушал там 2-хнедельный курс в открытом 15 июля заведении Крюгера «Гальванопластической школы для фабрикантов».

Занятия заканчивались в апреле. Во время летних каникул стипендиаты работали на заводе. «Его Высокородие Г.Горный начальник предложил: прибывших из Москвы, из Строгановского Центрального училища рисования 3-х казенных стипендиатов Гордеева, Зайцева, Васенина для занятия работой поместить в Украшенный цех в распоряжение г. Рощина, впредь до особого распоряжения Его Высокородия».

В первый год, очевидно, не был решен вопрос об оплате проезда на летние каникулы домой и обратно в училище. В архиве сохранились подписки родителей о том, что они приобретут детям летнюю одежду и отправят детей в училище к 1 сентября за свой счет. В дальнейшем таких документов не встречается. Отучившись всего один год Александр Иванович Овладеев умер от воспаления мозга на родине в Кусинском заводе 28 августа 1895 года. Вместо него на обучение в Строгановское училище изъявили желание поехать из Кусинского завода Василий Тарынин, 13 лет и сын Почетного гражданина Петра Васильевича Леонтьева – сын Константин, 13 лет, оба окончившие Земское народное училище. Но кроме прошения Горному начальнику не найдены документы о том, что они были отправлены на учебу.

Учебу продолжили три стипендиата Горного ведомства: Гордеев Владимир Васильевич, Васенин Федор Осипович и Зайцев Егор Львович.

В письме от 24 августа 1898 года Горный начальник А.Зеленцов пишет директору Строгановского училища, что он «…признал нужным оставить стипендиатов Горного ведомства Гордеева, Зайцева, Васенина в училище еще на год для большего усовершенствования в рисовании, «…а потому имею честь покорнейше просить Вас не отказать в наблюдении за изучением ими искусства составления рисунков орнаментов, лепки предметов и, если есть преподавание работ на металлах, то чеканке на них, вытравке и проч., что особенно нужно для здешних заводов».

Через пять лет учебы в Строгановском училище стипендиаты Горного ведомства возвратились на работу в заводы уже профессиональными художниками. «Находившиеся с осени 1894 года в Строгановском училище технического рисования стипендиаты Горного Ведомства Гордеев, Васенин и Зайцев, пробыв в училище 5 лет, хотя не прошли полного курса помянутого училища, но принимая во внимание, что в следующих классах преподаются такие предметы, изучение которых не требуется для заводского дела, дальнейшее обучение их я признал бесполезным, почему во второй половине минувшего года они определены в Златоустовских и Кусинском заводах».

В. Гордеев и Е.Зайцев были определены рисовальщиками в цех украшений при Оружейной фабрике, а Ф.Васенин был определен в Кусинский завод старшим мастером цеха художественного литья. Он автор более 20 моделей кабинетного литья, по многим из которых отливают изделия и в наши дни.Ни одна выставка начала века не проходила без участия Ф.Васенина.

В хронике журнала «Искусство и промышленность» за 1899 год читаем о том, что администрация Строгановского училища «…совершенствуя дело по частям, приблизила его к типу средне-учебного заведения с профессиональным художественным отделением». В нем будет преподаваться археология и один из иностранных языков. Училище из 6-тиклассного становится 8-миклассным учебным заведением 2-го разряда. « В новую программу входит еще открытие специальных мастерских для образования мастеров специалистов, а именно: литейной и чеканной и более широкая постановка существующей гончарной. Ученики, прошедшие пять классов Училища, получают право вступить в мастерские. В 1900 году в Строгановское училище был отправлен 19-летний Дмитрий Егорович (Георгиевич) Яковлев, окончивший курс учения в Златоустовском Никольском училище. По истечении полугодия из училища приходили оправдательные документы о расходовании денег, присылаемых на содержание и обучение стипендиатов, а также отзыв об успехах учеников: «При этом училище присовокупляет, что стипендиат Яковлев в качестве вольнослушателя, за все время посещал училище аккуратно и оказывал весьма хорошие успехи по художественным предметам (по полугодичным экзаменам переведен из приготовительного прямо во второй класс)». «В течение всего 1901-1902 учебного года Яковлев посещал классы весьма аккуратно и при отличном поведении оказывал хорошие успехи по художественным предметам, в силу чего по полугодичным экзаменам в апреле м-це сего года переведен в 3-ий художественный класс с присуждением 2-х похвал 2-х денежных наград всего в размере 5-ти рублей, за рисование кистью, контуров и карандашем. Директор Н. Глоба». Но окончить училище Дмитрию не пришлось: 2 декабря 1903 года он был отчислен учебным комитетом «…за непосещение классов без уважительных к тому причин». Работал художником-гравером в цехе украшений при Оружейной фабрике. Один из ведущих художников 30-х годов XX столетия.

Появилась возможность регулярно отправлять молодых златоустовцев с художественными способностями на обучение в Строгановское училище. Прошение писали и сами желающие учиться, родители и родственники, управители заводов.

По Уставу 1902 года училище имело 8 общеобразовательных, 8 художественных классов и ряд мастерских: декоративно-живописную, скульптурную, чеканную, эмалевую, работы по стеклу, вышивальную и др.

Учиться по новой программе в Строгановском училище довелось Василию Степановичу Полтанову из Артинского завода (сын крестьянина села Икскаго-Устья Елабужского уезда Вятской губернии). Как видно из архивных документов стипендиаты опаздывали на вступительные экзамены из-за того, что затягивалось разрешение Министерства финансов на определение на учебу. Василий Полтанов также опоздал на экзамены и был определен без экзаменов только в «приготовительный рисовальный класс», где он должен был заниматься одним только рисованием. Сдав экзамены по общеобразовательным предметам и имея хорошие успехи по рисованию он был зачислен в штатные ученики училища. По новому уставу ученик должен в течение 5-ти лет пройти курс художественно-промышленной школы, чтобы получить звание ученого рисовальщика. При хороших художественных способностях, можно перейти в художественно-промышленное училище («три высших класса»), которое дает звание художника прикладного искусства.

Так как 1905 год пропал без занятий (из-за забастовок в Москве), вместо 5-го 6-го классов ученики переходили в мастерские на 2 года. В письме Горному начальнику Василий Полтанов просит дать ему возможность пройти полную программу училища: «Не изучив же эти искусства я буду представлять из себя не особенно высокую интеллектуальную ценность».

В прошении Начальнику Горного округа мастеровой точильного цеха Златоустовского завода Максим Павлович Баранов пишет: «Имея желание дать сыну моему, оканчивающему в этом 1904 году курс Златоустовского ремесленного училища, в травильно-никелировочном отделении, художественное техническое образование прошу назначить стипендию от Златоустовского Горного Управления».

В рапорте от 12 августа 1904 года Георгий Львович Зайцев, «служащий рисовальщик при цехе Украшений», которому было поручено проверить художественные способности Баранова Александра, пишет, что его «можно признать способным к рисованию».

Ногтев Иван Ильич, сын мещанина города Златоуста, окончивший курс начального училища, работавший гравером-резчиком на Оружейной фабрике с 1900 года, был определен стипендиатом Горного ведомства в Строгановское училище в 1905 году. 18 июня 1907 года он был лишен Горным Департаментом стипендии «за крайне неисправное посещение училища». В архиве сохранилась справка от 5 апреля 1907 года из Мясницкой частной лечебницы о том, что он около месяца болел брюшным тифом. По возвращении в Златоуст работал на заводе. В 1926 году руководил рабочей студией при клубе" Металлист", руководил и преподавал в художественно-промышленной школе граверов(1931-1933), граверной фабрике (1933-1936) и ремесленном училище № 4(1945- 1950 гг.)

На его место в Строгановское училище определили Александра Семеновича Рябова, 15 лет, окончившего Артинское двухклассное училище, работавшего в Артинском заводе помощником гальванопласта. В 1913 году он окончил Строгановское училище и работал преподавателем в Оханской женской гимназии. Прошение о сложении долга в размере 1829 рублей (за обучение в Строгановском училище) было отклонено.

Сохранилась подписка Полтанова Степана Александровича, 20 лет, сына мещанина города Златоуста от 1906 года о выполнении условий обучения в Строгановском училище.

В 1910 году стипендиатом Горного ведомства в Строгановское училище был определен Иван Васильевич Рябов, 17-и лет, окончивший курс Златоустовского четырехклассного училища. В 1916 году он окончил Строгановское училище со званием ученого рисовальщика 1-ой степени. В 1921 году он стал первым преподавателем изобразительного искусства в основанном в этом же году Златоустовском педагогическом техникуме.

В 1911 году стипендиатом Горного ведомства в Строгановское училище был определен Мальцев Константин Александрович, «…окончивший курс наук художественно-промышленной школы в Екатеринбурге». Главный начальник Уральских горных заводов «…изволил положить следующую резолюцию: определяю К. Мальцева стипендиатом Златоустовского завода для завершения художественного образования в Строгановском училище, где он обязан специально изучить орнаментовку особенно в русском и древневизантийском стиле, для применения приобретенных познаний в Златоустовской Оружейной фабрике. В доказательство усердной работы Мальцев обязан ежегодно представлять Горному начальнику Златоустовского округа тетрадь акварельных рисунков орнаментов на холодное оружие. Стипендия назначается на 3 года по 300 рублей в год, начиная с 1 июля 1911 года».

В 1914 году стипендиатом Горного ведомства в Строгановское училище был определен Владимир Александрович Хатунцев, 20-ти лет, сын лесничего Кусинской дачи.

Соловьев Николай Николаевич (с 1 января) и Соколов Владимир Николаевич (с 10 сентября) 1916 года были последними стипендиатами Горного ведомства, обучающимися в Строгановском училище, которое в 1918 году было реорганизовано в Первые Государственные Свободные Художественные мастерские.

В 1920 году Владимир Николаевич Соколов был заведующим художественной секцией при Уездном отделе народного образования, а в мае 1920 года стал заведующим, созданным им, художественно- историческим музеем города Златоуста.

Литература.

  1. Журнал «Искусство и промышленность». 1899 год.
  2. Материалы архивного отдела администрации ЗГО. Фонд 20-1-2362; Ф 19-1-3714; Ф20-1-778
  3. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. Изд-ие 4-ое, изд-во «Советский художник» - Москва -1965 г.
  4. Антиквариат №6(38) июнь 2006 г. А.Трошинская. Русский модерн в керамике Строгановского училища, с.80-91


В. С. Гарус,
искусствовед, зав. художественным отделом МБУК «Городской краеведческий музей»