Логотип Златоустовского городского краеведческого музея

Златоуст – центр Горного округа. Архитектура, златоустовская гравюра на стали, живопись

В 1811 году Златоуст переходит в казну и становится центром горного округа, в который вошли Кусинский, Саткинский, Артинский, а в 1815 году - Миасский заводы.

С этого времени начинается необычайно быстрое развитие Златоустовского завода. Увеличивается население. К 1831 году оно составило более 8 тысяч человек, количество дворов увеличилось втрое (с 613 до1844) (ЗФ ГАЧО Ф.22,о.21, д.29, с.14). К середине XIX века население Златоуста составляло 13 тысяч человек. В течение 1816 -17 гг. на территории завода намечено было построить 26 новых строений. Жилые застройки значительно продвинулись на северо-запад от завода, а также возникли новые застройки на юго-востоке и северо-востоке. Город состоял как бы из отдельных участков. Составляя в 1842 году генеральный план Златоуста, учитывая сложный рельеф города, архитектор Златоустовского Горного округа Федор Александрович Тележников отступил от регулярной системы и пошел по пути упорядочения ранее сложившейся застройки.

Главным архитектурно-планировочным центром была предзаводская площадь, одна из самых красивых на Урале. Она включала в себя, как и многие другие площади уральских городов, заводские здания, что придавало особый, промышленный характер центру города. Площадь составляла органичное целое с заводом, плотиной, прудом и жилой застройкой. Здания главной конторы, арсенала, оружейной фабрики формировали восточную длинную сторону предзаводской площади. С противоположной, западной стороны, на ней находились: дом Горного начальника со службами и огородом и торговые ряды. С севера к площади примыкали жилые кварталы. С юга ее замыкали культовые сооружения: Свято – Троицкий собор и соборная колокольня, а на юго-востоке – обширная гладь пруда.

Первым профессиональным архитектором Златоустовских заводов был Василий Петрович Бояршинов(1798-1832), обучавшийся в Кремлевской архитектурной команде (1816 – 1822). До 1831 года строительство в Златоустовских заводах шло под его руководством. В 1825 – 1833 годах в Златоусте был построен арсенал для хранения холодного оружия по проекту архитектора Департамента Горных и Соляных дел Александра Ивановича Посникова. Руководил строительством, составлял смету В.П. Бояршинов.

Под здание главной конторы был куплен дом купца Стриженова, построенный, очевидно еще в 1810-е годы. Вид современного здания ему придали или В.П. Бояршинов или М.П.Малахов, который курировал строительство на Златоустовских заводах. Известно из архивных материалов, что М.П.Малахов был в Златоусте с апреля 1820 по январь 1821 года. Возможно, по его проекту был построен временный двухэтажный арсенал, стоявший на месте памятника П.П.Аносову. Время и причина сноса его пока неизвестна.

Скорее всего, по проекту М.П.Малахова был перестроен и дом Горного начальника, который был построен в 1783-86 годах, как дом заводчика. «Господский каменный дом, покрытый тесом, покрашен краскою, с балконом на 3-х каменных столбах, вокруг оного решетки… На оном доме срубленный из бревен чердак» (ЦГИАЛ ф. 37, о.16,д.486, 1783-1786 гг.) Ремонтом и частичной перестройкой дома Горного начальника занимался главный архитектор Уральского Горного правления М.П.Малахов («Демидовский временник».- Исторический альманах, кн.1, Екатеринбург, 1994 г., с.80).

В 1831 году по проекту екатеринбургского архитектора И. И. Свиязева началось строительство оружейной фабрики. В этом году в Златоуст возвратился, обучавшийся в Академии художеств(1824-1831) Ф.А.Тележников. Он был назначен главным архитектором Златоустовских заводов. С этого времени и до 1859 года все строительство велось под его наблюдением и во многом по его проектам.

С юга площадь замыкали культовые сооружения: пятиглавый Свято - Троицкий собор и пятиярусная колокольня. Они были построены по проекту Ф.А. Тележникова. В архивных материалах ЦГИАЛ сохранился альбом с рисунками Ф. Тележникова за 1831 г., в котором намечено место постройки Свято-Троицкого собора.

Таким образом, к середине XIX века, классицистический ансамбль центра Златоуста сформировался окончательно. Созданный за короткое время, он обладал стилистическим единством, а входившие в него постройки обладали высокими художественными достоинствами.

Живопись

На строительство Троицко – Саткинского завода на Южном Урале граф А.С.Строганов перевел из своих земель около 2 тысяч мужского и женского полу крепостных, владевших разными ремеслами. В числе прибывших были предки наших известных земляков: «… Иван Александров сын Бушуева из Верхне – Чусовского городка, Емельян Бояршинов из Очерска, Евтихей Пантелеевич Тележников из села Ильинского» (ГАЧО, И-170, о. 1, д.73).

Имена родителей основоположников златоустовской школы украшенного холодного оружия связаны с чертежной мастерской, где помимо основной работы они занимались снятием копий с работ итальянских художников и созданием икон по оригинальной технологии, так называемые «наборные образа». Их работы можно увидеть в Санкт – Петербурге в музее истории религии работы: «Преображение» А. Е. Тележникова, 1825 год; «Моление о чаше» П.П. Бояршинова,1835 год; в музее Горного университета -«Неизвестный Апостол» Н.Бушуева,1813г.; «Мадонна с младенцем» А. Бояршинова, 1813 г.; в церкви университета - наборные образа: «Воскресение Господне», Н.Бушуева, 1826 г.; «Преображение», П. Бояршинова, 1826 г.

В 1827 году братья Бояршиновы - Василий Петрович (архитектор) и Иван Петрович (гравер) подготовили два альбома с рисунками к «Техническому кабинету» для 10-летнего наследника царского престола Александра Николаевича, будущего императора Александра II. Это серия акварелей с видами златоустовского завода, заводских устройств и производственными процессами.

В 1849 году для получения звания художника Егор Андреевич Бояршинов написал живописное полотно «Вид кричной фабрики в ночном освещении».
В 1850 – е годы виды златоустовского завода писал талантливый художник – акварелист Ефим Семенович Абабков. Известны написанные им акварельные портреты П.П. Аносова, горного начальника Глинки, женский портрет, несколько пейзажей.

Златоустовская гравюра на стали.

В 1815 году в Златоусте при вновь открывшейся Оружейной фабрике, было открыто отделение украшенного оружия. Для налаживания производства были приглашены иностранные мастера, которые должны были обучить русских мастеровых искусству украшения холодного оружия. В первую группу набрали юношей 13-19 лет. Освоив творческий опыт иностранных мастеров, русские ученики через три месяца стали работать самостоятельно, создав при этом свой стиль украшения холодного оружия. Изменив технологию, русские граверы внесли в искусство украшения тематическую миниатюру с изображением панорамных батальных сцен победоносно завершившейся Отечественной войны 1812 года. Среди русских учеников были, ставшие впоследствии известными, И.Н.Бушуев и И.П. Бояршинов. Их принято считать родоначальниками Златоустовской гравюры на стали. В течение 2-х -3-х лет в Златоусте сложился особый стиль украшения, не похожий на Золингеновский. 1820-30-е годы – время наивысшего расцвета искусства златоустовской гравюры на стали.

Подготовка кадров

Чтобы осуществить столь обширную программу по строительству города, наладить работу Оружейной фабрики, необходимо было подготовить высококвалифицированные кадры.

Главная Чертежная Златоуста была и «живописной» школой. Живописцы значились при чертежной мастерской. Они занимались обмерами и чертежами земельных участков, рудников, строений, расписывали церкви, писали иконы, «…делали копии с живописных итальянских полотен, находящихся в доме заводчика» изготовляли, так называемые «наборные образа». Это своеобразные пространственные композиции, в которых живописный задник сочетался с фигурами святых из папье-маше и выложенного из драгоценных и полудрагоценных уральских камней окружающего пространства (горы, скалы, пещеры и др.). В 1805 году в ней обучались живописному искусству И.В.Галкин, С.Г.Серебров. В 1813 г. – Иван Бушуев и Петр Тележников. По переписи 1815 года в Чертежной обучаются живописному искусству Ефим Бушуев, Максим Тележников, Павел Уткин.

В 1824 году в Академию художеств были отправлены Ефим Бушуев (на живописное отделение), Федор Тележников (архитектурное отделение), Павел Уткин (на скульптурное отделение) в качестве стипендиатов Златоустовских заводов.

Острая необходимость в специалистах для оружейной фабрики и Кусинского завода, выпускавшего чугунное художественное литье, возникла уже в 1890 - е годы. С 1894 по 1916 годы художников – граверов и специалистов чугунного художественного литья для Златоуста и Кусы готовили в Строгановском Центральном художественно- промышленном училище в Москве. За это время было подготовлено в качестве стипендиатов Горного ведомства 14 учеников. Учились златоустовцы и в Пензенском, Казанском, Екатеринбургском художественных училищах.

 Златоуст оправдал возложенную на него в XIX веке историческую миссию центра Горного округа, как в промышленном аспекте, так и в строительстве, культуре, образовании и искусстве.


В.С.Гарус – заведующая художественным отделом
МУК «Златоустовский городской краеведческий музей»