Логотип Златоустовского городского краеведческого музея

Коллекция Златоустовской гравюры на стали в собрании МБУК «Златоустовский городской краеведческий музей»

Коллекция гравюры в собрании Златоустовского городского краеведческого музея одна из значительных по исторической и художественной ценности. Она насчитывает более 900 единиц хранения. В коллекции представлены произведения всего периода существования промысла, с 1816 по 2010 год. XIX век представлен в основном образцами холодного украшенного оружия и насчитывает 103 единицы хранения. В коллекции есть клинки 1816 – 1823 годов, украшенные и подписанные: «W.N.Shaaf & Sohn». В числе приехавших в Златоуст иностранных мастеров были известные в Золингене специалисты по украшению холодного оружия, Вильгельм Шаф и его сын Людвиг. До 1823 года Вильгельм Шаф возглавлял отделение украшенного оружия. Привезли иностранные мастера свою технику украшения, которой они обязались обучить златоустовских мастеров. Участок клинка воронился и на нем вырезали или вытравливали несложные узоры или изображения, которые по контуру или внутри его золотились. Клинки украшались отдельными рисунками - символами, изображением оружия, доспехов, цветов, плодов, листьев и веток лавра, вензелями и надписями. Так на сабельном клинке 1816 года на черном фоне, вытравленном «под ящур», в позолоченной рамке, размещены позолоченные надписи: «Слава России» и «Александр I». У эфеса, на золоченых квадратах щечек, есть миниатюрные, выгравированные тонкой мглой рисунки. На одном из них крылатая фигура склонилась над закованным в кандалы человеком. В письме директора фабрики раскрывается смысл этой сцены «…Гений России …снимает с Германии оковы рабства». Подписаны Шафами и клинки 1822 года, украшенные изображением лавровых и дубовых венков и веток с выгравированными на них местами и датами главных сражений русских войск с наполеоновской армией.

Подписанные Шафами клинки, украшенные до 1823 года, отличаются и по творческому «почерку» и по художественным достоинствам. О том, что они подписывали работы своих учеников, можно судить по сабельному клинку, на котором с одной стороны стоит автограф Шафов, а с другой стоят инициалы «Е.Б.» - Ефима Бушуева, молодого талантливого художника, младшего брата И.Н. Бушуева, к сожалению, умершего в молодом возрасте. С одной стороны на протравленном «под ящур» вороненом фоне изображен всадник на колеснице, запряженной четверкой лошадей, на другой - воин в доспехах, с копьем и щитом на тройке.

За три месяца русские ученики Шафов освоили приемы художественной обработки стали. В течение 2-х -3-х лет в Златоусте сложился особый стиль украшения, не похожий на Золингеновский.

В отличие от иностранных мастеров, работающих в основном иглой и резцом, русские мастера тонкими кистями рисовали кислотоупорным лаком на поверхности клинка. После вытравки рисунок, выступал блестящим рельефом на матовом углубленном фоне. Сочетание блестящего и матового золота, серебристого цвета полированной и матовой стали и сине - голубых, темно-фиолетовых цветов вороненого металла придавали подарочному оружию блеск и праздничную торжественность. Стилевой базой декорирования был классицизм, господствовавший в мировой художественной культуре. Но главной заслугой русских мастеров было то, что они ввели в гравюру миниатюру с изображением панорамных батальных сцен из Отечественной войны 1812 года. Завершившаяся победой русского народа, она стала источником вдохновения для художников-граверов на ближайшие два десятилетия.

Оружие этого периода отмечено высокой художественностью. Для него характерны сложные сюжетные композиции: массовые батальные сцены, охотничьи мотивы, уральские пейзажи, сцены заводского производства.

1820-е - 1830-е годы были годами становления и наивысшего расцвета златоустовского стиля. Основоположниками этого стиля были Иван Николаевич Бушуев и Иван Петрович Бояршинов. Коллекция Златоустовской гравюры на стали включает оружие, украшенное ведущими художниками-граверами XIX века: И.Н. Бушуевым (12 единиц холодного оружия и так называемое «Древнее вооружение» - рыцарские доспехи для 12- летнего наследника царского престола Александра Николаевича) и И.П. Бояршиновым (5изделий). Иван Николаевич Бушуев (1798-1835) считается родоначальником Златоустовской гравюры на стали. После отъезда Шафов из Златоуста, в 1823 году, он возглавил отделение украшенного оружия. Последней работой И.Н.Бушуева было так называемое «Древнее вооружение», изготовленное для двенадцатилетнего наследника царского престола, будущего Императора Александра II. Древнее вооружение выполнено и украшено по эскизам и под руководством И.Н. Бушуева большим коллективом художников, работавших в течение четырех лет. В нем нашли применение все технические приемы и способы художественной обработки металла, самые различные материалы. Оно состоит из лат, шлема, поручей и поножей. Шлем украшен фигуркой сфинкса, рельефами крылатых коней, двуглавым орлом. Латы богато украшены «золотым» растительным орнаментом из листьев аканта, ветвей лавра, пальметт, розеток и звезд, ажурными сквозными отверстиями, наборными пластинами. В 1928 году заведующему музеем М.Ф. Шестопалову удалось получить его из Эрмитажа, где оно долгое время хранилось в его запасниках. Это изделие украшает залы Златоустовского краеведческого музея. XV Экспертным советом от 20 ноября 2006 года «Древнее вооружение» признано шедевром науки и техники.

Три сабли украшены И.Н.Бушуевым изображением эпизодов Отечественной войны 1812 года. Одной из лучших является сабля 1823 года, украшенная на всю длину миниатюрой с изображением панорамной батальной сцены. На переднем плане убитые и раненые солдаты, на втором плане идет сражение: в клубах дыма стреляющие из ружей две шеренги солдат. Слева на конях наблюдающие за сражением офицеры. Остальное оружие украшено в стиле ампир: крылатый конь Пегас, воины, гербы государства российского, венки из листьев лавра и дуба, пальметты, рамки различной формы, боги Олимпа, сюжеты из античного искусства. На сабле 1826 года изображены боги Олимпа - бог войны Арес с фигуркой крылатой Ники, могучий Геракл, мудрая Афина, оружейник Гефест, в центре композиции из оружия и знамен.

Одна из лучших работ И.П. Бояршинова - шпажный клинок 1830 года. На ней изображена сцена преследования русскими конниками спасающихся бегством турок. На другой стороне – крылатая Богиня Победы венчает лавровым венком воина на колеснице.

В 1834 году, впервые были отправлены в Санкт - Петербург столовые приборы, ларцы, шкатулки, спичечницы, ножи для разрезания бумаги, украшенные в традициях златоустовской гравюры на стали. На них художники – граверы изображали миниатюры с незатейливыми сценками из жизни охотников и рыболовов, изображением Уральского пейзажа вензелей и дарственных надписей. На Всероссийскую мануфактурную выставку 1839 года были представлены кроме кинжалов, охотничьих ножей, столовых приборов два стальных зеркала и десять подносов из литой стали, украшенных возвышенной позолотой и снабженных золоченными бронзовыми ручками.

В 1834 году по распоряжению из Петербурга отделение украшенного оружия закрыли, а художников перевели на вытравку надписей на обухах клинков. Украшенного оружия делали 40-50, а в иные годы 10-20 штук.

Оживилась работа отделения после реформы 1861 года. В собрании музея представлены образцы оружия этого периода, украшенные композициями из древнерусского оружия. К сожалению, в это время исчезают авторские подписи на изделиях.

В 1870- 80-е годы художники украшали оружие орнаментальными композициями, часто включая в них стилизованным славянским шрифтом надписи, прославляющие русское оружие. В экспозиции музея есть клинок шашки с надписью: «На смерть супостата, в сиче дерзающему - смерть!».

В последние десятилетия художники сделали попытку возродить традицию украшения клинков миниатюрой. В это время работали такие талантливые художники, как М.С. Петухов, М.Л. Мешалкин, А.И. Королев, В.Н. Костромин, В.А. Киселев, С.К. Недорезков.

В 1880-90-е годы значительное место в украшении холодного оружия занимала насечка золотом и серебром. Узор, который появлялся на клинке, напоминал тончайшее кружево, оттеняя изяществом линий из золотой и серебряной паутинки, холодный блеск металла и изящную форму подарочного и коллекционного оружия.

На рубеже веков выпускалось много художественных бытовых изделий.

В 1895 году художниками Я.П. Коноваловым, В.Н. Костроминым и А.И. Королевым была украшена пластинами с вытравкой и насечкой крышка альбома, изготовленного в подарок к 50-тилетию горному начальнику И. Иванову. На центральной пластине изображена Александровская сопка.

В 1909 году украшенное отделение было закрыто.

В 1919 году в полуразрушенных цехах златоустовские художники начали производство оружия для Красной Армии. Многие из них украшались орнаментом, надписями и преподносились солдатам революции как именное оружие. В 1920 – е годы украшали декоративные топорики, ножи для разрезания бумаги, советской символикой, изображением индустриального и сельскохозяйственного пейзажей, портретами вождей. Большим спросом пользовались охотничьи топорики с изображением уральской природы. В коллекции музея хранятся два таких топорика, изготовленные в 1922 и 1923 годах. В экспозиции златоустовской гравюры представлены декоративные топорики и ножи для разрезания бумаг, украшенные ведущими художниками того времени Д.Е. Яковлевым и Н.Ф. Морозовым.

В 1936 году, благодаря совершенствованию техники травления (в несколько планов), никелирования и синения появилась возможность моделирования объемов, передачи перспективы и световоздушной среды. Автором данного нововведения считается А.И. Боронников, который ввел в златоустовскую гравюру никелевые полутона. Благодаря этому обстоятельству появилась так называемая «стальная живопись». Художники - граверы копировали картины русских художников, таких как И.И. Шишкин («Утро в сосновом бору», «Рожь») и др. В коллекции музея есть копия с картины Герасимова «Ленин на трибуне» работы А.И. Боронникова. Пластины, рамки для фотографий, вешалки, украшенные изображением уральского пейзажа в 1940-50-е годы А.И. Боронниковым и М.С. Антиповым, выполнены именно в этой «живописной» манере.

Так называемая пластина или настенное панно, в продолжение всего советского периода (1940-90-е годы) была основным видом украшенных изделий художественного отделения цеха № 16.

В годы Великой Отечественной войны, украшенное холодное оружие преподносилось как заслуженная награда выдающимся советским полководцам, Героям Советского Союза. На клинке шашки, изготовленной в 1943 году в подарок И.В.Сталину, А.И. Боронников изобразил широкую панораму Сталинградской битвы. На ней представлены все рода войск - от пехоты до эскадрилий самолетов.

В конце 1940- х годов на смену ветеранам пришла молодежь. Это М.С. Антипов, Г.М. Берсенев, выпускники ремесленного училища № 4 В.Ф. Тарынин, Л.Н. Валиев, Г.В. Драгун, А.И. Кузьмичев и другие. Именно они возвратили в златоустовскую гравюру орнамент, миниатюру, декоративность.

В 1958 году Г.М. Берсенев для международной выставки в Пловдиве (Болгария) выполнил мечи, которые хранятся в коллекции музея. Один из них посвящен победе советского народа в Великой Отечественной войне, второй русско-турецкой войне 1877-78 годов. Клинок его украшен гирляндами из лавровых и дубовых листьев (символы воинской доблести и славы), а ножны миниатюрой с изображением сцен сражений. В этом же году Г.М. Берсеневым и В.Ф. Тарыниным, по эскизам Г.М.Берсенева, украшен винный набор. Небольшие сюжетные вставки обрамлены тонкорисованным и богатым по фантазии орнаментом. В экспозиции музея представлены памятные мечи к 20-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Один из них посвящен челябинскому добровольческому танковому корпусу, другой – «Златоустовцам - ветеранам войны». Автор их – один из ведущих художников 1970-80-х годов Леонид Нурлич Валиев. Они украшены военной символикой.

1960-90-е годы, в основном, представлены бытовыми предметами: вешалки, календарные пластины, фоторамки, сувениры, ножи для разрезания бумаги, декоративные топорики, но основным видом продукции в это время была пластина или настенное панно. Художники старались разнообразить форму и конфигурацию пластины, делая ее в виде тарелки, медальона, лоточка и т. д. Оружие как памятное, подарочное художники изготовляли и в это время. Именно в украшении холодного оружия художник может проявить все свое мастерство и высокий профессиональный уровень. Ведущими художниками этого периода были: Г.М. Берсенев (1923-2006), который с 1958 до 1990 года был главным художником цеха №16 (его коллекция насчитывает 62 гравюры и 48 эскизов украшенных изделий), А.И. Боронников, М.С. Антипов, Н.В. Лохтачева, Ю.Б. Рябков, О.В. Аверкин, Кузьмичев, Г.В. Драгун, Л.Н. Валиев, Ф.Тарынин, А.Л. Богачев.

1990-е годы принесли большие перемены в работу художественного отделения цеха № 16. В 1990 году ведущие художники уходят с завода и организуют свои частные мастерские. Первыми были мастерские декоративно-прикладного искусства «ЛИК», главным художником которых стала Лохтачева Нина Владимировна, один из ведущих художников украшенного отделения цеха №16, машиностроительного завода имени В.И.Ленина. Мастерские начали работать в 1990 году. Возглавил их А.И. Лохтачев. В собрании музея находится значительное количество произведений «ЛИКа», начиная с 1990-х годов до сегодняшнего дня: кинжалы, тарели, кубки, бытовые предметы.

Г.М. Берсенев был приглашен в «Практику», где он и проработал до 2003 года, создавая работы высокого художественного уровня. В музейном собрании находятся его произведения, выполненные уже в ЗАО «Практика»: два кинжала, посвященные 180-летию Златоустовской гравюры на стали и 190-летию И.Н. Бушуева, а также винный набор (поднос и 6 рюмочек). Изделия украшены миниатюрой и тончайшим орнаментом.

Мастерские «Грифон» подарили к 175-летию музея комплект, состоящий из щита и меча, являющихся дополнением к «Древнему вооружению», изготовленному для цесаревича Александра Николаевича. Щит был утерян во время транспортировки, а меч и щит скорее всего, затерялись в коллекциях Эрмитажа, где до 1928 года хранилось «Древнее вооружение».

В собрании музея есть замечательные произведения мастерских «Практика», «ЛИК», «Оружейник» (ранее «Арт - Грани»), «АиР», «Формула», «Грифон», «ЗОК», «Златко», «МАОК».

В декабре 2008 года музей закупил 17 изделий ЗАО «Златоустовская гравюра на стали» ПО имени И.Н. Бушуева (бывшее художественное отделение цеха № 16).

В музее постоянно проводятся выставки мастерских по гравюре, как персональные, так и общегородские, с которых авторы дарят свои работы музею. С последней временной выставки современных мастерских музею свои работы подарили: «АИР» (коллекцию ножей разного назначения), «МАОК» (письменный прибор из родонита с гравюрой), «Златоустовская оружейная компания».

Самая значительная из художественных коллекций, коллекция гравюры представлена работами всего периода существования промысла с 1816 года (открытие Оружейной фабрики) по 2010 год (на данный момент) значительными работами мирового уровня: оружие, украшенное И.Н.Бушуевым, И.П. Бояршиновым, и другими известными мастерами XIX и XX веков.


В.С. Гарус – заведующая художественным отделом
МУК «Златоустовский городской краеведческий музей»