Логотип Златоустовского городского краеведческого музея

Эколого - просветительская программа «Златоустье». Сотрудничество музея и образовательных учреждений

Богатство недр нашего края, высокий профессионализм уральских умельцев превратили его в «опорный край державы, его добытчика и кузнеца». Однако развитие промышленности явилось главным источником загрязнения биосферы. Челябинская область, к сожалению, по состоянию окружающей среды одна из самых неблагополучных в России. Экологическая обстановка в нашем крае связана с общей тенденцией экологических проблем Урала. Природа Златоустовского Урала в течение нескольких столетий испытывала значительное воздействие деятельности человека. В конце двадцатого века остро стал вопрос о сохранении ценных природных объектов и в связи с этим на территории округа создаются особо охраняемые территории. В 60 - 80 гг. XX века природный комплекс Таганая испытывал большое антропогенное воздействие: размещение промышленных объектов, вырубка лесов, уничтожение редких видов флоры и фауны, добыча самоцветных камней, загрязнение рек. По инициативе общественного экологического движения «Мы – за национальный парк», 5 марта 1991 года создан национальный парк

«Таганай». В пределах Златоустовского Урала находится 8 комплексных памятников природы, 8 геоморфологических, 6 гидрологических, 3 геологических, 3 природно - исторических и 2 ботанических. Основной целью объявления природных объектов памятниками природы является сохранение их в естественном состоянии.

И, конечно, в связи с этим актуален вопрос воспитания экологической культуры у детей. С 2011 года в Златоустовском городском краеведческом музее работает эколого - просветительская программа «Златоустье», целью которой является формирование личного заинтересованного отношения детей к окружающей природной среде, ознакомление с уникальной природой Златоустовского Урала, формирование бережного отношения к природе, личностных природоохранных мотивации.

Составление экологических программ для детей - задача непростая, так как дети разных возрастов имеют разные особенности развития психических функций: памяти, внимания, мышления. При составлении экологической программы учитывались психологические особенности детей.

С 2013 года в образовательных учреждениях города введена программа «Я – Златоустовец». Согласно концепции программы, в обучающие программы школ и детских садов Златоуста введена новая краеведческая дисциплина, призванная привить детям любовь к родному городу, а также дать ребенку знания об истории, культурных традициях, природных богатствах Златоуста. Рассмотрим сотрудничество музея и образовательных учреждений города в рамках работы эколого-просветительской программы «Златоустье» и программы «Я- Златоустовец».

Дошкольный возраст

Дошкольный возраст – совершенно особенный период развития ребенка. В этом возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которых укладывается непостоянный окружающий мир. Ж. Пиаже показал, что у ребенка в дошкольном возрасте складывается особое мировоззрение: все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы – результат деятельности людей.

При посещении музея детям этого возраста очень хочется дотронуться до экспоната. Дети понимают лишь простые причинно-следственные связи (цветок - земля, медведь – мед). Внимание долго не концентрируется на одном предмете, поэтому есть необходимость менять виды деятельности. Дошкольники лучше работают индивидуально, каждый должен получить свое небольшое задание, предполагающее определенный конечный результат. Они озабочены масштабностью камней, деревьев, животных: «большой или маленький». Лучше всего маленькие дети запоми­нают значимые объекты, которые для них являются «любимыми». Для них важно придумать себе природное «имя», чтобы отождествить себя с этими природным объектом (так скажем в театрализованном представлении «В гостях у Мухи – Цокотухи» дети в процессе мероприятия одеваются в костюмы насекомых и ассоциируют себя с той или иной бабочкой или жуком). В этом возрасте важно для объяснения процессов, происходящих в окружающем мире, проводить познавательные игры.

Программа «Я-Златоустовец» Эколого–просветительская программа «Златоустье»
Тема «Здоровейка» -Беседа «Целебное лукошко»
Тема «Встречаем птиц» - Тематическая экскурсия«Птицы нашего края»-Музейное мероприятие«Праздник птиц»
Тема «Волшебная вода» -Интерактивное задание «В царстве Нептуна»
Тема «Мир природы» -Тематическая экскурсия «В Берендеевом царстве»- Музейное мероприятие «Загадки лесовичка»
Тема «Животный мир» - Интерактивное занятие «Мы из Красной книги »- Театрализованном экскурсия«Муха – Цокотуха»

По теме «Здоровейка» мы предлагаем беседу «Целебное лукошко»», из которой дети узнают о названиях лечебных трав, их целительных свойствах.

По теме «Встречаем птиц» тематическую экскурсию «Птицы нашего края» по отделу природы, в первую очередь по «Залу птиц». Ежегодно в марте - месяце проводится «Праздник птиц». Занятие посвящено разнообразию пернатых, их великолепным летным качествам и уникальным певческим способностям. Дети готовят к празднику стихи, пословицы, песни, получают домашнее задание. Проводится мастер – класс по изготовлению оригинальных кормушек.

Уникальностью музейной работы с детьми является возможность использования экспонатов. Музейный предмет содержит много полезной информации, с ее помощью и средствами музея (экспозиции, выставки, экскурсии, музейные праздники) можно добиться хороших результатов в воспитании экологической культуры.

Так, например, в экскурсии «Птицы нашего края» у детей есть возможность увидеть уникальную коллекцию яиц птиц (в фондах музея хранится около 900 яиц более 100 видов птиц), которую собрал замечательный человек Д.И.Денисов. Всю сознательную жизнь Дмитрий Иванович занимался изучением птиц Урала и Зауралья.

В интерактивном занятии «В царстве Нептуна» ребята знакомятся с растительным и животным миром водоемов нашего края. В занятии используются загадки, приметы, стихи, легенды, пословицы.

Экскурсия «В Берендеевом царстве» переносит детей в сказочный мир доброго царя Берендея. Чтобы понять, как живет лес, нужно разбираться в многообразии растительного мира, хорошо знать повадки лесных обитателей.

Музейное мероприятие «Загадки лесовичка». Старичок - лесовичок из сказки интересно рассказывает о своем царстве – лесе, о лесных обитателях, о деревьях, растущих в нашем крае. Мудрый лесовичок знает много загадок, стихов, пословиц, поговорок. Учит правилам поведения в лесу. Рассказывает легенды, играет с детьми в занимательные игры.

По теме «Животный мир» не менее интересная беседа «Красная книга Челябинской области», где ребята знакомятся с растениями, животными, грибами с территории Златоустовского Урала, занесенными в Красную книгу

 В 2014 г. в рамках сотрудничества программ планируем

по теме «Как кто готовится к зиме» разработать интерактивное занятие

«Следы на Таганае».

1-4 классы

Программа «Я-Златоустовец» Эколого – просветительская программа «Златоустье»
1 класс  
Тема «Животные нашего края»Тема «Растения нашего края» Тематическая экскурсия «В Берендеевом царстве»
2 класс  
Тема «Водоемы Златоуста» Интерактивное задание «В царстве Нептуна»
3 класс  
Тема»Уральские самоцветы» Театрализованная экскурсия«Гора самоцветов Златоустовского Урала»
4 класс  
Тема «Природа Таганая»Тема «Русская Швейцария» Лекция «По таганайским тропам»
Тема «Новогодний калейдоскоп»  Новогоднее мероприятие «Подкова на счастье» ( по сказам Бажова)

В увлекательный мир Таганая уводит ребят лекция «По таганайским тропам». Дети совершают интереснейшее путешествие в мир Большого Таганая, где происходит знакомство не только с неповторимой природой, историей горной страны, но и людьми, для которых Таганай стал философией жизни.

Ежегодно научные сотрудники разрабатывают и ставят новогодние сценарии, выстроенные на краеведческих темах, с использованием музейных экспозиций. Литературные произведения П. П.Бажова достаточно сложны для восприятия детьми. В новогодней постановке «Подкова на счастье» встречаются герои из разных сказов Бажова – Огневушка – поскакушка, Голубая змейка, Хозяйка Медной горы, Кошка Муренка. В этих постановках дети не статичные наблюдатели, а самые активные участники, к каждому ребенку индивидуальный подход. Сценарий мероприятий проходит в том числе и в отделе природы, и в связи с этим прослеживается экологическая направленность сюжетной линии.

5- 9 классы

При проведении музейных мероприятий подросткам следует предлагать сравнивать, находить общие и отличительные черты, выделять главное, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы. Важно также поощрять самостоятельность мышления, высказывание школьником собственной точки зрения. К примеру, экологический турнир «Счастливый случай» не только расширяет знания детей о природе Златоустовского Урала, но и развивает уверенность в себе, стремление добиться успеха.

Программа «Я-Златоустовец» Эколого – просветительская программа «Златоустье»
6 класс  
Тема «Геология и рельеф окрестностей Златоуста» - Лекция «Из малахитовой шкатулки»- Лекция «По Таганайским тропам»-Тематическая экскурсия «В мире камня»-Театрализованная экскурсия«Гора самоцветов Златоустовского Урала»
Тема «Край рек и озер» - Лекция «Экология водных ресурсов. Городской пруд»
Тема «Природные комплексы Златоуста» -Тематическая экскурсия«Природные зоны Златоустовского Урала»- Тематическая экскурсия «История лесного хозяйства в Златоусте»
7 класс  
Тема «Особо охраняемые территории и памятники природы Златоуста» - Лекция «Памятники природы Златоустовского Урала»

10- 11 классы

Программа «Я-Златоустовец» Эколого – просветительская программа «Златоустье»
10 класс  
Тема «Златоуст научный » -Лекция «Исследователи края»-Лекция «А.Гумбольдт. Объять небо и землю»

Одним из направлений деятельности научных сотрудников отдела природы является научно - исследовательская работа. Результатом этой работы являются научные справки, экспозиции в музее, статьи, доклады на научно- практических конференциях. По темам научно-исследовательской деятельности разработаны лекции для учащихся «А.Гумбольдт. Объять небо и землю», «Экология водных ресурсов. Городской пруд». В курсе 7 класса по теме «Климат и погода» планируется разработка лекции «У природы нет плохой погоды».

В рамках работы программы «Златоустье» у ребят есть возможность совершить путевую экскурсию из Златоуста в Миасс, в естественно–научный музей Ильменского заповедника. Дети получают информацию об истории Златоуста и Миасса, неповторимой природе края.

В 2011 году открыта выставка «20 лет национальному парку «Таганай». Совместно с сотрудниками национального парка «Таганай» проведен конкурс детских рисунков: «Противопожарный плакат», «Экологический рисунок», а также литературный. В рамках программы «Златоустье» открыта выставка «На службе погоды» (2013г.) об уникальной истории метеослужбы в Златоусте. К 260 – летию основания города в музее

Каримуллина А.Ш., г. Златоуст,
МБУК «Златоустовский городской краеведческий музей»

Эколого - просветительская программа «Златоустье». Сотрудничество музея и образовательных учреждений Эколого - просветительская программа «Златоустье». Сотрудничество музея и образовательных учреждений Эколого - просветительская программа «Златоустье». Сотрудничество музея и образовательных учреждений