Логотип Златоустовского городского краеведческого музея

Секретный меч «Победа»

Когда Великая Отечественная война, для победы в которой златоустовцы внесли огромный вклад, уже близилась к концу, художники нашего города предлагали свои варианты увековечивания беспримерного ратного подвига советского народа, средствами Златоустовской гравюры на стали.

27 ноября 1944 года директор инструментально-металлургического завода Шердаков отправил своему непосредственному начальнику народному комиссару боеприпасов генерал-полковнику Ванникову письмо следующего содержания: «Коллектив рабочих инженерно-технических работников и служащих завода № 391 выражает желание изготовить любимому вождю народов Маршалу Советского Союза товарищу Сталину Иосифу Виссарионовичу меч «Победа».

Меч «Победа», по великолепию, художественному отображению могущества нашей Родины и сокрушающей силы Красной Армии и качеству исполнения должен быть шедевром искусства, и превосходить меч «За оборону Сталинграда» - дар короля Великобритании.

Меч «Победа» запечатлеет гениальное руководство в деле разгрома немецко-фашистских полчищ, приведшее к окончательной победе, и должен быть преподнесён товарищу Сталину от работников промышленности Народного комиссариата боеприпасов СССР.

Просим Вашего указания об изготовлении меча «Победа». (ЗАО. Ф. Р-303. Оп. 5. Д. 3. Л. 146.) Нарком Ванников распорядился срочно прислать чертежи и эскизы в Москву. Поскольку эскизы ещё не были готовы, 6 марта 1945 года в Москву было отправлено описание меча. Документ с грифом «Совершенно секретно» составил художник А.И. Шатров.

 «Меч Победы

    1. Идея, заложенная в оформление меча.
      Меч является традиционно-историческим оружием, знаменующим силу и мощь народов России и победоносные действия её мужественных воинов на протяжении всей исторической борьбы с иностранными захватчиками, неоднократно пытавшимися поработить народы Великой России.
      В основу идейного оформления меча заложены слова Товарища Сталина, произнесённые в Москве на Красной площади 7 ноября 1941 года: «Пусть вдохновляют Вас в этой войне мужественные образы наших великих предков – Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит Вас победоносное знамя Великого Ленина!». (ЗАО. Ф. Р-303. Оп. 6. Д. 37. Л. 15.)
      Рукоять меча предполагалось изготовить из хрусталя, вмонтировав внутрь золотое изображение кремлёвской башни. На головку меча, выполненную из золота и серебра, и усыпанную драгоценными камнями, авторы хотели смонтировать маршальскую звезду. Крестовина меча, отлитая из благородного металла, должна была декорироваться лавровыми листьями и также обильно украшалась камнями. Ножны из карельской берёзы, планировалось обтянуть коричневой замшей и украсить множеством рельефных накладок. На устье ножен помещались знамёна всех союзных республик, герб СССР, орден Победы, «трубы, возвещающие победу и чаша, которая является символом счастливой жизни», а также дубовые листья, увитые лентой.


Наконечник ножен должны были украсить изображением танка с гвардейским знаменем и надписью «Смерть немецким захватчикам!», самолёта и лавровых листьев. На кольцах ножен и между ними предполагалось разместить, приведённую выше цитату из речи Сталина, а также барельефы всех перечисленных русских полководцев и Ленина. На центральном месте, конечно же, помещался товарищ Сталин, в полный рост. Всё это должно было богато декорироваться бриллиантами, изумрудами, рубинами, александритами, сапфирами, шпинелью и даже такими экзотическими поделочными камнями, как воробьевиты.

Через четыре дня, отдельным совершенно секретным документом было отправлено описание рисунков на клинке меча. Шатров писал: «Темой для рисунка взяты тезисы из выступлений товарища Сталина за период Отечественной войны.
 От рукояти к концу лезвия меча, в хронологическом порядке:

  1. Героика труда под лозунгом «Всё для фронта!».
  2. Разгром немецких войск под Сталинградом.
  3. Продвижение Красной Армии на запад, изображённое группой знамён.
  4. Концовка рисунка – танк со знаменем.

На оборотной стороне – надпись. Текст заводом не подобран». (Там же. Л. 21.)
Судя по этим описаниям, символическое оружие должно было нести чрезвычайно много рисунков, текстов и драгоценных камней. Документов, проливающих свет на дальнейшую судьбу проекта, так же, как и эскизов секретного меча, обнаружить не удалось. Вероятно, его не удалось воплотить в связи с непреодолимыми трудностями в поставке заводу драгоценных металлов и камней. Эти проблемы невозможно было решить даже на уровне наркомата боеприпасов. Не совсем понятно, почему к этому прожекту был привлечён живописец Анатолий Иванович Шатров, а не опытные художники-граверы Боронников и Добровольский, уже выполнявшие подобные заказы. В 1943 году для Иосифа Виссарионовича Сталина была изготовлена украшенная шашка. Можно предположить, что с этой инициативой на директора завода вышел сам Шатров. Ещё один великий шедевр златоустовских оружейников и художников так и не появился на свет.

Надо сказать, что позже, в 1960 – 1980 годы, наши граверы создали несколько версий мечей Победы. Правда, все они были не столь богато украшены. В какой-то степени, с нереализованным совершенно секретным проектом 1945 года можно сравнить богатырские Щит и Меч Победы, изготовленные мастерскими «ЛиК» для Центрального музея Великой Отечественной войны в 1995 году.


Окунцов Юрий Петрович,
Заведующий отделом истории Златоустовского краеведческого музея, заслуженный работник культуры России.