Логотип Златоустовского городского краеведческого музея

Фабрика «Никон» - новое слово в Златоустовской гравюре

Последние лет десять, завершая экскурсии по Златоустовской гравюре на стали, сотрудники краеведческого музея отмечают, что в городе действует более 50 художественных мастерских. На гостей города эта цифра производит большое впечатление. Впрочем, сколько таких предприятий имеется на самом деле, вряд ли кто может сказать. Даже мы, музейщики, в лучшем случае, можем назвать два десятка наиболее известных, ведущих фирм. Проходят годы, прежде чем некоторые из новых мастерских приобретают известность.

В апреле прошлого года список мастерских декоративно-прикладного искусства пополнило предприятие ООО «Никон». Надо сказать, что Златоустовская гравюра на стали это искусство, требующее солидную техническую базу. Прежде чем тот же нож привлечёт внимание покупателя и восхитит посетителя выставки, нужно отковать его клинок, затем отфрезеровать, отшлифовать и отполировать. Нанести на его поверхность рисунок с помощью, травления, позолоты и других техник. Отлить или отштамповать арматуру для эфеса, изготовить рукоять и ножны. И всё это делается с неукоснительным соблюдением технологических процессов. Создать оружейную фабрику в миниатюре, дело очень затратное. Найти специалистов для организации подобного производства сегодня в Златоусте довольно просто. За двадцать с лишним лет на этом поприще специализировались, по моим оценкам, до пяти тысяч работников различных специальностей.

Однако даже самая отлаженная технологическая цепочка не в состоянии обеспечить выпуск изделий, претендующих называться произведениями искусства. Ещё юный инженер Павел Петрович Аносов, назначенный заведующим украшенным отделением оружейной фабрики, заметил: «Вытравка и позолота клинков, принадлежат более к изящным искусствам... Здесь нужны мастеру, не одно знание приёмов и навык, но рисовальное искусство, образованный вкус и изобретательный дух… не одна позолота, но и идеи рисунков, украшают клинки».
Если с рисовальным искусством, а иногда и с образованным вкусом, у большинства мастеров наших вновь отрываемых художественных мастерских проблем нет, то с идеями дело обстоит не так блестяще. Как правило, новые предприятия копируют изделия ведущих фирм. Фабрика художественных изделий «Никон» изначально отказалась от этого пути, создав за три месяца несколько коллекций очень интересных произведений искусства. Ведущих художников этого предприятия – Светлану Алексееву и Алексея Павлючкова, вдохновили на творчество два важных юбилея в отечественной истории: 200-летие Отечественной войны и 400-летие воцарения династии Романовых.

Тема войны 1812 года включает в себя тарели с изображениями героев войны, большое панно, воспроизводящее карту дислокации войск накануне Бородинского сражения, а также офицерскую саблю с батальными сценами этого великого сражения и кинжал «Денис Давыдов».

Тема династии Романовых составила ещё один экспозиционный комплекс. Здесь и два варианта офицерской сабли клинки и ножны которых украшены композициями с вензелями всех царей дома Романовых. Ножны и эфесы этого памятного оружия представляют собой настоящие произведения ювелирного искусства. В качестве темляка сабли использована подлинная лента ордена святого Андрея Первозванного, чудом добытая в Санкт-Петербурге. К ней прикреплён знак высшего ордена Российской империи. Большое блюдо оформлено как символические часы, замыкающие в хронологической последовательности, время трёхвекового правления династии Романовых.

Надо сказать, что воплощение в металл такого исторического документа, как карта-схема Бородинского сражения нашло продолжение в создании первой карты полушарий, составленной во времена средневековья французским учёным Жаном Батистом Нолином. Этот географ вырезал труд всей своей жизни на медном листе. Мастера «Никона» повторили его карту на том же материале, но уже в технике Златоустовской гравюры. Такая карта была приобретена администрацией президента Российской Федерации в качестве подарка для главы Центробанка. А кабинет мэра одного из городов Кипра украшает изготовленная Златоустовскими мастерами карта этого острова, заказанная руководством одной из российских компаний.

Ещё одним направлением является производство специальных ножей. Их ассортимент невелик, а чертёж лезвий и рукоятей создан не дизайнерами, а промысловым охотником с почти полувековым стажем – директором фирмы «Никон» Николаем Николаевичем Новиковым. Уникальность этих ножей в том, что личный опыт страстного охотника, совмещённый с эргономикой, сочетается здесь с невероятными качествами стали. Сравнительно небольшая партия ножей выполнена из литого булата, приготовленного по аносовской технологии, известным специалистом в этой области Сергеем Барановым.

Создание реплик, или точных копий старинного холодного оружия, так же одно из перспективных направлений. Его открыл художник Алексей Павлючков, большой знаток истории и оружия. Воссозданный им офицерский клыч лейб-гвардии Казачьего полка настолько похож на оригинал, что ввёл в заблуждение не только меня, но и столичных знатоков оружия. Этот весьма редкий образец является совершеннейшим клинком, что оценили бравшие его в руки чемпионы мира по фехтованию. Столь же удачной репликой стал и образец форменного кинжала 19 века лесной службы Австро-Венгерской империи.

Наряду с дорогостоящими раритетными вещами, разворачивается выпуск сувенирной продукции по заказам. Это направление повлекло внедрение таких нетрадиционных для наших декоративно-прикладных искусств техник, как травление стекла, цветных эмалей и фотопечати на металле. Ещё одной новинкой явилось освоение главным художником фабрики Светланой Алексеевой рельефного серебрения.

Известно, что успех или неуспех того или иного предприятия напрямую зависят от личности его создателя и руководителя. Николай Николаевич Новиков человек известный в кругах местных предпринимателей. Профессиональный военный, лётчик-истребитель, после увольнения в запас, переквалифицировался в пилота-вертолётчика гражданской авиации. А, выйдя на пенсию, избрал местом жительства город Златоуст. Здесь он наладил производство теплоизоляционных покрытий по космическим технологиям, затем, восстановив разорённый лесоперерабатывающий комбинат в Башкирии, занимался этим бизнесом. К Златоустовской гравюре на стали он присматривался давно. Достаточно сказать, что Новиков был в числе тех предпринимателей, которые оказали моральную и материальную поддержку первым предприятиям художественного промысла в трудные времена их становления. К этому делу он привлёк и своего друга, известного русского поэта и драматурга Константина Скворцова. Именно он, Николай Николаевич, оказал неоценимую помощь Сергею Баранову, когда тот вёл опыты по получению легендарного булата. Наряду с таким ценным качествами, как неуёмная энергия, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели, Николай Новиков обладает и творческой жилкой. В юности он занимался в художественной студии. Должно быть, это и подвигло его на открытие фабрики художественных изделий.

Уже через пять месяцев новая художественная мастерская представила свои работы на выставке в Уфе. До сегодняшнего дня о деятельности фабрики «Никон» не было известно в Златоусте. Поэтому для его директора стало неожиданностью, приглашение руководства Челябинской области, представить художественные изделия во Франции, куда выезжала делегация правительства области. Французы были в восторге от коллекции златоустовских мастеров, и даже, на полном серьёзе, предложили устроить выставку в Лувре.
На 12-й традиционной ювелирной выставке «Алтын-2013», в Уфе, коллекция «Династия Романовых» получила гран-при. На 28-й международной выставке «Клинок», проходившей в Москве, изделия ООО «Никон» были отмечены грамотой, «За сохранение традиций Златоустовской гравюры на стали». А на выставке проходившей в столице Башкортостана в феврале этого года получили диплом первой степени.

Как видим, дебют ещё одной мастерской декоративно-прикладного искусства оказался успешным. В середине марта златоустовцы смогут это оценить - в городском краеведческом музее откроется первая выставка ФХИ «Никон».


Окунцов Юрий Петрович,
Заведующий отделом истории Златоустовского краеведческого музея, заслуженный работник культуры России.