Логотип Златоустовского городского краеведческого музея

Айское водохранилище

05.05.2014 08:33

Среди многочисленных рек Златоустовского Урала самая полноводная – река Ай, общая длина – 549 км. В переводе с башкирского Ай – «луна», в значении «красивая», «светлая», как луна.

В 1926 г. остро встал вопрос о постройке водопровода

в г. Златоусте. В «Пояснительной записке к описанию источников» (1927г.) говорится:

«Откуда взять воды для водопровода? Река Ай является главным коллектором всех нечистот, выбрасываемых городом. Поэтому не может быть никакой речи об использовании её воды ни из пруда, ни в черте города, ни ниже его. Остающееся после сплава по его берегам огромное количество древесины влияет на чистоту его воды. А центральные углевыжигательные печи придают воде смолистость. Кроме того, полоса богатых месторождений бурых железняков, тянущаяся вдоль течения реки, придаёт

ей железистость. А брать воду нужно в большом отдалении от города на отметке, с которой бы вода, отведённая по трубам, могла самотёком поступать в город, где бы уже подвергалась откачке в водонапорный бак. Это обеспечит город неограниченным количеством питьевой воды».

Айское водохранилище было построено в 1961 году, подвергалось реконструкции в 1971г. Оно расположено на реке Ай, в 4,5 км к югу от Златоуста, в 1 км от п. Балашиха. Объём водохранилища – 5,5 млн. куб. м, площадь водяного зеркала – 152 га. С Айского водохранилища осуществляется водоснабжение двух массивов города: района машзавода и пр. Гагарина.

В Златоусте уже много лет остро стоит проблема улучшения качества питьевой воды. Разными способами в прежние годы власти Златоуста пытались улучшить питьевой режим горожан.

До 1996 г. на пр. Гагарина на НФС были «скорые» фильтры, вода по цветности и мутности в паводковый период в 10 раз превышала санитарные нормы. Причина – большой слой ила. Ил образовался из-за того, что водохранилище перед затоплением не было очищено от верхнего почвенного покрова, были затоплены пашни подсобного хозяйства машзавода и конный двор. 5 сентября 1996г. была открыта новая НФС на пр. Гагарина, построенная немецкой фирмой «Аксель – Джонсон». Показатели цветности и мутности улучшились в 2 раза, по содержанию железа – в 3 раза. В Германии закупили комплекс, состоящий из земснаряда и установки по обезвоживанию иловых отложений. Работы по очистке дна водохранилища ведутся с 1994 г.

Многие хорошие начинания оставались незавершёнными из-за недостатка финансирования. Когда в 70 - е годы тянули нитку канализационной сети, она упёрлась в гору Татарка. Обойти её по территории метзавода оказалось невозможным из-за обилия коммуникаций вдоль берега реки. Оставалось два варианта: пробить тоннелем Татарку, либо перебросить сеть через неё. Строительство тоннеля посчитали очень дорогим, решено было возвести у подножия горы насосную станцию для перекачки стоков. Так появился «Кварцит» с мощными насосами, которые денно и нощно гонят в гору, на высоту 56 м, хозфекалии. Оттуда они самотёком поступают на очистные сооружения. Два десятилетия спустя, когда электроэнергия стала очень дорогой, станция повисла на городской казне тяжёлым бременем. Оборудование устарело. В 1995 г. на «Кварците» разом вышли из строя оба насоса, и стоки напрямую спускались в реку.

Максимальная мощность станции – 40 тыс. кубометров в сутки, а их собирается в 2 - 3 раза больше. Неочищенные стоки идут в р. Ай.

В 1996 г. начали строительство тоннеля. Строили 2 параллельных тоннеля, их протяженность – 2132м и 2150 м. Осталось пройти около 230 м, но строительство остановилось из-за недостатка финансирования. Строительство тоннеля – это природоохранное мероприятие. Станция «Кварцит» расположена в жилой зоне и является источником шума и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. После пуска тоннеля станция остановится, аварийные сбросы в реку исключатся, производительность новой насосной станции будет – 150 тыс. кубометров в сутки.

Много претензий на мутность и ржавый цвет воды коммунальщикам приходится слышать от жителей Нового Златоуста. Особенно по утрам, когда вместе с водой вымывается из труб накопившаяся за ночь ржавчина. Нужно заменить ржавые водопроводные сети, это стоит больших денег. Давно устарело и не оправдывает себя обеззараживание с помощью хлора, т.к. в соединении с органикой он образует вредные вещества. Цивилизованный мир переходит на другие методы.

Можно улучшить качество воды, если запретить вырубать лес в верховьях Ая, там много грунтовых дорог, проложенных лесовозами, в период паводков они сильно загрязняют воду. Кроме того, лес регулирует запасы влаги. Засушливым летом 2010 г. был острый дефицит воды, а в 2012 г. зимой почти полностью прекратилось поступление воды в Айское водохранилище, р. Ай на 1,5 км вверх от места впадения в водохранилище промёрзла до дна.

Кардинальное решение этой проблемы – строительство Ново - Златоустовского водохранилища. Оно было начато еще в 1981 г., строилось выше существующей плотины в 4,2 км. Ёмкость водоёма предполагалась в 111 млн. куб. м, для Златоуста достаточно 15 млн. куб. м. Работы по возведению земляной плотины были выполнены на 47 %, водопропускное сооружение находилось в начальной стадии строительства. В 1996 г. финансирование стройки было прекращено, работы остановлены. Сегодня чаша заросла деревьями, кустарником, железобетонная часть гидроузла частично разрушена. В текущих ценах на 1 квартал 2014 г. остаточная стоимость строительства водохранилища составляет 977 млн. рублей. Выполнение работ будет возможно при выделении финансирования.

Айское водохранилище расположено неудачно в экологическом плане: выше по мосту проходит трасса М – 5. По автомагистрали рядом с водоохраной зоной проезжают в сутки более 30 тысяч машин. Построят Ново – Златоустовское водохранилище – и у города появится перспектива превратить старый водоём в отличную зону отдыха для горожан.

Глушкова О.В.
научный сотрудник
Златоустовского городского краеведческого музея.

Архив материалов в разделе "Статьи сотрудников"