Логотип Златоустовского городского краеведческого музея

Пейзаж в гравюре

В Златоустовском городском краеведческом музее открылась выставка «Пейзаж в гравюре». Экспозиция посвящена красоте, романтике уральской природы. В нее вошла лишь маленькая часть коллекции.

Темой, объединившей все работы мастеров-граверов, стал пейзаж. Каждая из 35-ти работ, демонстрируемых на выставке, датируется разными годами. Здесь есть работы, выполненные недавно, а некоторые принадлежат середине прошлого века, созданные ведущими художниками Златоуста – Г.М. Берсеневым, Добровольским и А.И Боронниковым. Выработка своего неповторимого стиля сделали Златоустовских мастеров известными во всём мире. Самобытное искусство Златоустовской гравюры на стали использует чудесные свойства металла, которые выявляются путем специальной обработки. Характерным для златоустовских мастеров стало уважительное отношение к металлу, используя красоты поверхности: гладко отполированной – белой плоскости, матовой - слегка сероватой поверхности. Применяемые для оформления чистое золото, серебро, никель придают гравюре неповторимую прелесть, изящество, красоту. Изображения на стальных пластинах содержат природные пейзажи, лирические сюжеты. Оживают на стальной поверхности цветы и травы Урала, выглядывают из-под снега охотничьи избушки, заливаются лаем собаки, пытаясь достать спрятавшуюся в ветвях куницу. Золотые пятна и линии рисовали неповторимый мир родного края. Все изображения на картинах выглядят достаточно реалистично и выразительно.

Красота природы Златоуста завораживает и никого не оставляет равнодушным. У подножия сопки громоздятся огромные глыбы, взбегают по склону могучие сосны, тоненькие березки, темнеют глухие буреломы — и все это пронизано невесомым солнечным золотом. Именно так выглядят окрестности Златоуста в августе или начале сентября. Золотом горят горы от пожелтевших березок, от побуревших полянок. И еще синь. Синее небо, синяя даль....

В технологии изготовления гравюры именно И. Бушуев и И. Бояршинов обратили большее внимание на воронение и синение, добившись цветовой гаммы от черного до сине-голубого. С тех пор шло постоянное усовершенствование и развитие технологии создания гравюры, что позволяет изобразительным возможностям этого вида искусства расширяться.

Травление и позолота — основные живописные средства художников — как всегда, предельно скупы, но и с этой палитрой Златоустовские мастера сумели добиться особой выразительности. Пейзаж поражает глубиной пространства, чарующим ликованием света!

В оформлении панно нашло воплощение все, что знали и умели Златоустовские граверы. всю любовь к родному краю, все свое мастерство и вдохновение. Благородная красота Златоустовской гравюры — настоящий бренд не только Златоуста и Челябинской области, но и России в целом. Этот самобытный художественный промысел достоин восхищения и еще большего признания в мире.

В Златоустовском городском краеведческом музее до 30 января у жителей и гостей Златоуста есть возможность насладиться красотой уральской природы и поделиться впечатлениями.

Научный сотрудник художественного отдела
МБУК «Златоустовский городской краеведческий музей»
Ольга Вячеславовна Косинская