«Первая скрипка» в монументальной скульптуре города
|
Златоустовский городской краеведческий музей подготовил передвижную фотовыставку «Страницы истории города в творчестве Владимира Павловича Жарикова». Она будет работать не только в учебных заведениях, но и на других площадках города. В основе экспозиция 15 планшетов, включающих фотографии, рассказывающие о монументальных скульптурах, выполненных по проекту талантливого мастера.
Работа над тематикой Златоуста - это вся его жизнь. Когда Владимир Жариков приехал в Златоуст, понял, как красив город на горах. Скульптору хотелось запечатлеть историческое прошлое и корни Златоуста, и показать главное – силу, славу, гордость и душу Златоуста. Он не только любовался городом, но и присматривался, где можно поставить памятники.
Его произведения не просто украсили Златоуст, они создали новое культурное пространство, внесли в облик старинного уральского города-завода новые светлые черты.
Владимир Павлович прошел через увлечение «суровым стилем», с его романтическими образами и экспрессией строгих форм. И это отражено в монументе «1903» - глыба-фигура рабочего с напряженным лицом, огромные кулаки, а во всей лаконичной форме – напор и мощь, уверенность и чувство собственного достоинства.
В его работе показано искреннее уважение к «Юным борцам за власть трудового народа», всматриваясь в произведение, приходит понимание, какими жертвами и кровью были оплачены новые преобразования
Другим по силе воздействия и выразительным приемам стал памятник Ивану Бушуеву. В нем есть узнаваемый силуэт, точный жест и возвышенная красота истинного таланта, гордость за дела предков и призыв к творчеству.
Мастер посвятил свое творчество и декоративному искусству, столь любимому златоустовцам. В декоративных работах Владимира Павловича есть игра форм и ритмов, неожиданная стилизация, сохраняя при этом традиции искусства гравюры на стали. Это удивительный по ясности, яркости и глубине герб города, железный экспрессивный силуэт легендарного Пегаса неожиданно возникает над автотрассой при въезде в город, а в центре, у почтамта, застыл изящный конек, готовый взмыть над водяными струями фонтана.
В последние десятилетия ХХ века к скульптору приходит понимание мощи библейских образов. В появившейся парковой скульптуре «Оранта» угадывается образ Богородицы, и одновременно черты земной женщины, нежной и любящей матери. Образ святителя Иоанна обрел свое места в городской среде.
В бурную противоречивую постсоветскую эпоху в полной мере раскрывается талант художника-монументалиста. Он создает памятники «Памяти павшим железнодорожникам», погибшим в локальных конфликтах «Скорбящая мать» и др.
Скульптуры, созданные в течение нескольких десятилетий, мастер-ваятель объединяет прошлым, настоящим и, возможно будущим, а зритель вслед за ним попытается осознать значимость человеческой личности и судьбы.
Научный сотрудник художественного отдела МБУК «Златоустовский городской краеведческий музей»
Косинская О.В.