Картина "Морской пейзаж" А. П. Боголюбова из фондов Златоустовского музея
29.01.2021 11:02
|
В главной сокровищнице Златоуста - краеведческом музее - хранится немало великолепных живописных и графических произведений русских художников, известных не только в России, но и далеко за ее пределами. Во второй половине 20-х гг. прошлого столетия в музей поступили произведения искусства из Государственного музейного фонда, центральных музеев и губернского музея (г. Уфа). В собрание вошли бесценные работы Давида Бурлюка, Юлия Блюменталя, Юрия Репина, Исаака Левитана, Гуго Бакмансона и других, не менее известных художников XIX и начала XX столетий. Одной из таких жемчужин, пополнивших музейную сокровищницу, стала картина русского художника-мариниста, мастера русской батальной марины Боголюбова Алексея Петровича «Морской пейзаж». Марины – морские пейзажи этого художника, наравне с работами Ивана Айвазовского стали достоянием мирового искусства.
Боголюбов родился в селе Померанье Новгородской губернии 16 марта 1824 года в семье отставного военного. По материнской линии был внуком великого русского писателя Александра Николаевича Радищева, автора небезызвестного всем произведения «Путешествие из Петербурга в Москву».
С морем живописец был связан практически с самого детства. После смерти отца он воспитывался в Морском кадетском корпусе до 1841 года, затем служил на флоте, совершая заграничные походы.
Обнаружив огромную страсть к рисованию в юном возрасте, художник уже не мог оставить занятия живописью. В 1849 году он поступил в Академию искусств, совмещая несколько лет морскую службу с обучением. В это время он только ищет свой собственный путь в искусстве.
В 1852 году он закончил Академию с большой золотой медалью. Одновременно ушел в отставку из армии и был назначен официальным художником военного штаба.
В 1854-60 годы А. Боголюбов путешествовал по Европе, продолжая обучение в Париже и Дюссельдорфе. Много и упорно работал с натуры, не упускал возможности перенять знания и опыт у известных художников-маринистов. В 1860 г. художник возвратился в Россию с огромным количеством картин и этюдов. Маринист представил свои произведения на выставке в Академии Художеств и получил от академического Совета звание профессора и особую благодарность.
По заказу Главного морского штаба в 1850-70-х годах А. Боголюбов выполнил серии картин, посвященных морским баталиям Крымской и русско-турецкой войн, а также историческим битвам XVIII в. Участвовал художник и в изготовлении атласов побережья: сначала Каспийского моря, а затем и Финского залива.
С 1873 года Боголюбов переезжает жить в Париж, возвращаясь каждый год в Россию лишь летом.
В 1885 году он открыл в Саратове первый общедоступный музей, которому передал часть своих полотен, и добился присвоения ему имени А. Н. Радищева.
Свои воспоминания он оставил в автобиографичной книге «Записки моряка-художника», которая является ярким свидетельством унаследованного от деда писательского дара.
Умер художник в 1896 году во Франции, был похоронен в Петербурге.
Алексей Боголюбов оставил немало по-настоящему светлых пейзажей. Один из них ‑ марина «Морской пейзаж» ‑ хранится в фондах Златоустовского музея.
На картине нет датировки, поэтому установить точное время её создания не представляется возможным. По романтической трактовке пейзажа, довольно условному колориту и склонности к идеализации изображаемого, можно предположить, что написана была марина в 1850-е гг. Чувствуется сильное влияние работ Ивана Айвазовского на творчество автора. Скорее всего, произведение было создано на средиземноморском побережье Италии.
На переднем плане художник изображает пришвартованную у берега рыбацкую лодку со спущенным парусом и самих рыбаков. Судно легко покачивается на иссине-прозрачных морских волнах, которые накатывают на берег. В легкой дымке растворяются очертания дальнего скалистого берега и стоящего поодаль корабля.
День клонится к закату. Скалы и клубящиеся за ними в ярко-голубом небе облака, окрашены в желтые и розовые цвета закатного солнца. Влажный вечерний теплый воздух словно пропитывает высокое облачное небо и все вокруг.
Цвета плавно перетекают друг в друга, краски ложатся нежными лессировками. Кисть художника легка и воздушна. Весь пейзаж пронизывает мягкая единая световоздушная среда, окутывающая предметы легкой прозрачной дымкой и придающая полотну романтическое настроение.
Судя по размерам, это работа этюдного плана, коих было создано художником немало во время его заграничных путешествий. Этюды с натуры Боголюбова — это картины-миниатюры, сложные по композиции и законченные по живописи. В подавляющем большинстве они исполнены лирического любования природой во всех ее проявлениях. Сам художник ценил свои этюды больше картин. Очень мало продавал, дарил только близким людям.
«Морской пейзаж» ранее входил в собрание Румянцевского музея г. Москвы, после национализации которого собрание отечественной живописи было передано в Третьяковскую галерею, а уже оттуда картина поступила в 1926 году на вечное хранение в Златоустовский музей.
Материал подготовлен заведующей художественным отделом
Костюшевой Анастасией Александровной