Логотип Златоустовского городского краеведческого музея

Иконы, медная пластика

Историческая справка по коллекциям «Древнерусской живописи» ( иконописи) и « Медной пластике» (литых икон) в Златоустовском краеведческом музее.

Данные коллекции в златоустовском краеведческом музее самые молодые, их начали  комплектовать около тридцати лет назад. До этого в конце Х1Х – середине ХХ века на  хранении в музее было небольшое количество   культовых предметов. В 1958     году представляющие  интерес произведения древнерусского искусства и культовой пластики, находящиеся в фондах музея по распоряжению Министерства культуры СССР были переданы в Музей истории религии  г. Ленинград.

Интерес к древнерусской тематике сотрудники музея проявили за несколько лет до празднования 1000 крещения Руси. На первых порах комплектование носило стихийный характер. Приобретали все, что предлагалось жителями города и антикварами.  Пик пополнения коллекций пришелся на трудные 1990е годы. Изыскивались средства для приобретения. Кроме святых образов на дереве и литых икон музей приобрел уникальные старопечатные книги, отражающие целый культурный пласт.

В  небольшой музейной коллекции преимущественно домовые иконы на дереве 19 века. Из всего собрания икон только три иконостасные храмовые: « Святой Иоанн Златоуст», «Апостол Павел» и « Иоанн Креститель» середины 18 века, к сожалению, место их написания и для какого храма они создавались выяснить невозможно. Ещё одна икона 18 века -икона «Святая Троица» , место написания неизвестно. К храмовым иконам можно отнести также икону «Святые Петр и Павел» написанную в соответствии с требованиями канона в середине 19 века.
В коллекции отражены следующие разделы иконографии: несколько образов «Господь Вседержитель», чудотворные иконы «Богоматери» с широко известных списков, наиболее почитаемые святые, праздничные. По каждому разделу образов можно отметить интересную черту иконографии. Например «Господь Вседержитель с предстоящими» - Богоматерью и Иоанном Крестителем, написан в строгом соответствии с каноном, Образ «Спаса нерукотворного» примыкает к народному наивному искусству. Образ Богоматери в нашей коллекции представлен несколькими иконографическими изводами(списками): « Богоматерь Владимирская», «Богоматерь Казанская», «Богоматерь Иверская», «Богоматерь Федоровская» и другие. Причем это все домовые иконы, большая часть заказные с избранными святыми на полях.   Не все иконы исполнены в технике традиционной иконописи, есть и академического светского письма. Так «Огненное восхождение Илии пророка» представлено в различной технике написания и изложения сюжета. В каноническом изводе на одной доске представлено иконописцем несколько клейм- сюжетов земной жизни Илии- пророка и вверху в огненном вихре на огненной колеснице  святой Илия. Икона академического письма менее повествовательна. Только святой Елисей, на земной тверди и как мираж огненная колесница уносящая Илию на небеса, одежды, сброшенные на память другу святому Елисею Ильей, завершают композицию. Особняком стоит икона, называемая «кивотка». Это крест - «Распятие с предстоящими». Кроме канонических собрании есть несколько икон на металле Это иконы позднего времени – конца 19 начала 20 века, «Святой Питирим», «Избранные святые» . Изготовлены эти иконы в технике литографии,а также икон написанные под оклад. В деревянную доску врезано литое «Распятие». Всего в коллекции 73 иконы.

Медная пластика в собрании музея

Второй молодой коллекцией нашего музея является собрание «Медной пластики». Технология изготовление литых икон из медного сплава  появилась в глубокой древности. В годы правления императора Петра1, среди прочих реформ было решение об ограничении использования литых икон в храмах. Медная икона перешла в разряд – «дорожных». Беспрерывные военные походы, поездки по торговым делам растягивались на долгие месяцы и годы, и по этой причине в багаже православного человека было несколько избранных литых икон. Эти   иконки иногда умещалась в руке , более крупные в дорожном сундуке или бауле , они позволяли человеку чувствовать себя защищенным от бед, сопровождавших их в пути. Всю коллекцию музейной медной пластики можно разделить на группы:
1. Напрестольные кресты.
2.Праздники
3 Нагрудные образа
4. Избранные святые

Наибольшая потребность верующих была в использовании литых складней «Двунадесятых праздников» с многоцветными эмалями. Четырех створчатые складни являются произведениями - декоративно- прикладного искусства. Складни отражают полный цикл православных праздников на трех створках, а  на четвертой чудесное явление «Богоматери» избранным святым.

Трехчастный складень- «Деисус» использовался в долгих дорогах. Образы Господа Вседержителя , Иоанна Крестителя и Богоматери часто объединены в единую композицию. Этой иконографии отведено главнейшее место в христианстве. Каждая створка   отдельный образ- а вместе извод - «Господь Вседержитель с предстоящими». Четкий хорошо проработанный рельеф ликов, нарядный изысканный орнамент, двуцветная эмаль придает  складню нашей коллекции изысканность, нарядность, торжественность.

Напрестольные « Распятия » высотой 33-35 сантиметров использовались во время богослужения в храмах, но чаще всего их можно было встретить в молельных домах старообрядцев. Кресты «Распятия» также как и иконы имеют разделения по изображениям. Наиболее известны иконографические типы распятий - «Кресты – лопатки». – «Распятие с предстоящими», «Распятия с предстоящими и с навершием».

Нагрудные образки, небольшие, также нагрудные складни старались иметь все верующие, отправлявшиеся в далекие странствия. Их вручали сыновьям,  родители, отправляя на ратный подвиг, носили их на груди ближе к сердцу. К таким образкам относятся: трехстворчатый складень «Троица», «Избранные святые», «Святой Тихон»

В музейной коллекции собрано более 70 произведений, отражающих развитие и бытование медных икон.